Начало: https://dzen.ru/media/detstvopress/deti-v-gorode-pravila-ostorojnyh-detei-64f83d72b38aca3aaa0a7013
Автор-составитель И. Л. Саво
Занимаемся вместе с детьми
Почитайте детям соответствующую литературу и поиграйте с ними в игры, которые помогут им научиться правильно вести себя в сложных ситуациях.
🐣 Игровая ситуация «На прогулке укусила пчела (оса)»
Цель. Научить правилам оказания помощи при укусах насекомых.
Предварительная работа. Рассказать детям о том, что к месту укуса любого насекомого полезно приложить ватный тампон, смоченный крепким раствором поваренной соли (1 чайная ложка на стакан воды).
Ход игры
Создается ситуация: медведя (куклу) укусила пчела (оса), и ему требуется помощь. Взрослый предлагает ребенку взять на себя роль Айболита и оказать помощь больному.
🐣 Игровая ситуация «Осторожно! Бездомные животные»
Цели.
- Закрепить знания детей о породах собак и кошек.
- Уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут произойти при контакте с незнакомым животным (заболевание лишаем, бешенством), и их последствиях.
Материал. Наборы карточек с изображениями разных пород кошек и собак; иллюстрации, где животное приносит пользу (охота, спасение людей, собака-поводырь, кошка ловит мышей); карточки «Больное и агрессивное животные».
Ход игры
Взрослый предлагает ребенку выложить карточки кошек, затем собак. Спрашивает о их породе. Предлагает рассказать о пользе, которую приносят животные, и найти аналогичную карточку; рассказать об опасностях при контакте с незнакомым животным.
🐣 Чтение литературных произведений и обсуждение их с детьми
Тема «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми»
Сказки: «Колобок», «Кот, лиса и петух», «Волк и семеро козлят», Ш. Перро «Золушка», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», А. Толстой «Золотой ключик».
Басня И. Крылов «Ворона и лисица».
Прочитав ребенку литературные произведения, предложите ему ответить на следующие вопросы и выполнить задания (на примере сказки «Кот, лиса и петух»).
- Вспомни сказку «Кот, лиса и петух».
- Какое правило нарушил Петушок и это привело к беде?
- Как бы ты поступил в такой ситуации?
- Придумай новый вариант сказки, где Петушок не открыл Лисе окно.
- Вспомни сказки, герои которых попадают в трудную ситуацию. Почему это случилось?
- Можно ли было избежать этой беды?
- Что бы ты сделал на месте героя, чтобы не попасть в беду?
🐣 Игра «Лото осторожностей»
Цель. Закрепить у детей знания о проблемных ситуациях на улице.
Материал. Панно, расчерченное на 9 клеток; набор карточек: сказочные и реальные герои. Реальные: дети на пруду, ребенок стоит под крышей дома, с которой свисает большая сосулька; садится в машину, падает в открытый люк, гладит собаку, кошку; берет сласти. Сказочные: Красная Шапочка разговаривает с волком, Колобок сидит на носу у лисы, козлята открывают дверь волку, петушок выглядывает в окошко, Кай садится в карету Снежной королевы. Дополнительные карточки с неопасными ситуациями.
Ход игры
I вариант: взрослый предлагает ребенку выбрать и сложить на панно карточки, изображающие опасную ситуацию, и объяснить свой выбор.
II вариант: ребенок отбирает карточки с неопасными ситуациями.
III вариант: придумывание сказки об изображенных на карточках событиях.
🐣 Лабиринты
Цель. Развивать зрительное внимание. Закреплять у детей знания об опасных ситуациях.
Материал. Панно, на котором изображены опасные ситуации и дороги, ведущие в разные учреждения (библиотека, милиция, дом, магазин, больница).
Ход игры
Детям предлагается найти безопасную дорогу.
🐣 Сочиняем совместно с детьми сказку
Цель. Снять эмоциональное напряжение у ребенка после стрессовой ситуации.
Предварительная работа. Наблюдение за ребенком, беседа.
Рекомендации к проведению игры со сказкой.
· Если с вашим ребенком случилась неприятность, он чем-то напуган и вы знаете причину его страха, несколько дней подряд играйте с ним в то, что его так потрясло.
· Если малыша кто-то напугал (незнакомец пытался затащить в машину, набросилась собака, провалился под лед на пруду, потерялся), проиграйте, как ребенок побеждает эту ситуацию.
· Сочините сказку или нарисуйте рисунок так, чтобы данное событие превратилось в добрую глупую смешную ситуацию. Такое проигрывание поможет ребенку выразить свои чувства и избавиться от кошмаров.
🐣 Выучите с детьми правила «Пять НЕ»
- НЕ выходи на улицу один.
- НЕ вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.
- НЕ соглашайся никуда идти с чужими, как бы они ни уговаривали и что бы ни предлагали.
- НЕ верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить.
- НЕ садись в машину к незнакомцу.
🐣 Речевки (Автор О. Колосова)
С мамой помни уговор:
Коль один пришел во двор,
То с него не убегай —
Только во дворе играй.
***
Льдом зима сковала пруд.
Здесь опасности нас ждут.
Тут кататься не годится —
Под лед можно провалиться.
***
Ты на улице гулял
И собаку повстречал.
Чтоб ее не разозлить,
Лучше к ней не подходить,
А то может укусить.
***
Иди смело по дороге,
Но всегда смотри под ноги,
Чтобы не свалиться вдруг
Прямиком в открытый люк.
***
Вот сосулька слезы льет.
Значит, к нам весна идет.
Под сосульками не стой —
Упадет на нас с тобой.
***
Если вдруг ты потерялся,
Без родителей остался,
Никуда не уходи,
Стой на месте, взрослых жди.
🐣 Объясните детям пословицы и поговорки
О беде, добре и зле
Берегись бед, пока их нет.
Беда — глупости сосед.
Беда не по лесу, а по людям ходит.
Беда что вода — нечаянно во двор придет.
Когда придет напасть, можно пропасть.
Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется.
И сила уму уступает.
Когда держишь путь, осторожен будь.
В поле ни отца, ни матери — заступиться некому.
Вперед смотри, да и в бок поглядывай.
Все добро, да не все хорошо.
Все добро, да не всякому на пользу.
Вывезет авоська, да не знать куда.
Всякое лихо споро: не минет скоро.
Глядеть гляди, да кругом обходи.
Голосиста пташка, да черна рубашка.
Грозен враг за горами, а грозней за плечами.
Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.
И добро худом бывает.
На первый посул не сдавайся.
С добрыми дружись, а лукавых берегись.
Береженого и Бог бережет.
О пользе ученья
Без ума человеку сума.
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Всяк совет к разуму хорош.
Голова всему начало.
🐣 Как проверить умение ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на прогулке
В детских садах проводятся беседы и анализ знаний детей о поведении в опасных ситуациях.
Попробуйте и вы выяснить, понимает ли ребенок, какие ситуации для него являются опасными и что необходимо сделать в этих случаях. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям.
Назови:
- номер домашнего телефона и адрес дома;
- номер сотового телефона мамы (папы);
- телефон «скорой помощи», милиции, пожарной службы.
Если во время прогулки к тебе подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть красивую игрушку, маленьких котят, «секрет», то ты:
- сразу убежишь;
- позовешь друга с собой, и посмотрите вместе то, что хочет показать незнакомец;
- пойдешь смотреть один;
- позовешь милиционера.
Если ты потеряешься в лесу, то:
- побежишь со страху куда глаза глядят;
- сядешь под куст и будешь плакать;
- будешь кричать и звать на помощь;
- начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;
- выложишь на тропинке «сигналы» (камушки, шишки).
Если ты потеряешься в городе, то:
- сядешь на скамейку и будешь плакать;
- будешь бегать и просить всех подряд тебе помочь;
- подойдешь к человеку в форме (милиционеру, охраннику) или женщине с ребенком и попросишь о помощи.
Если, гуляя по парку или в лесу, увидишь красивую ягоду, ты:
- сорвешь ее и попробуешь на вкус;
- сорвешь и покажешь взрослому;
- не будешь трогать, пока ее не увидит взрослый.
Если друг предложит тебе пойти на пруд покататься на льду, ты:
- примешь предложение и пойдешь кататься;
- откажешься, предупредив товарища о том, что можно провалиться под лед и утонуть.
Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду.