Найти тему

Дети в городе. Правила осторожных детей. Занимаемся вместе с детьми

Начало: https://dzen.ru/media/detstvopress/deti-v-gorode-pravila-ostorojnyh-detei-64f83d72b38aca3aaa0a7013

Автор-составитель И. Л. Саво

Занимаемся вместе с детьми

Почитайте детям соответствующую литературу и поиграйте с ними в игры, которые помогут им научиться правильно вести себя в сложных ситуациях.

🐣 Игровая ситуация «На прогулке укусила пчела (оса)»

Цель. Научить правилам оказания помощи при укусах насекомых.

Предварительная работа. Рассказать детям о том, что к месту укуса любого насекомого полезно приложить ватный тампон, смоченный крепким раствором поваренной соли (1 чайная ложка на стакан воды).

Ход игры

Создается ситуация: медведя (куклу) укусила пчела (оса), и ему требуется помощь. Взрослый предлагает ребенку взять на себя роль Айболита и оказать помощь больному.

🐣 Игровая ситуация «Осторожно! Бездомные животные»

Цели.

  1. Закрепить знания детей о породах собак и кошек.
  2. Уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут произойти при контакте с незнакомым животным (заболевание лишаем, бешенством), и их последствиях.

Материал. Наборы карточек с изображениями разных пород кошек и собак; иллюстрации, где животное приносит пользу (охота, спасение людей, собака-поводырь, кошка ловит мышей); карточки «Больное и агрессивное животные».

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку выложить карточки кошек, затем собак. Спрашивает о их породе. Предлагает рассказать о пользе, которую приносят животные, и найти аналогичную карточку; рассказать об опасностях при контакте с незнакомым животным.

🐣 Чтение литературных произведений и обсуждение их с детьми

Тема «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми»

Сказки: «Колобок», «Кот, лиса и петух», «Волк и семеро козлят», Ш. Перро «Золушка», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», А. Толстой «Золотой ключик».

Басня И. Крылов «Ворона и лисица».

Прочитав ребенку литературные произведения, предложите ему ответить на следующие вопросы и выполнить задания (на примере сказки «Кот, лиса и петух»).

  1. Вспомни сказку «Кот, лиса и петух».
  2. Какое правило нарушил Петушок и это привело к беде?
  3. Как бы ты поступил в такой ситуации?
  4. Придумай новый вариант сказки, где Петушок не открыл Лисе окно.
  5. Вспомни сказки, герои которых попадают в трудную ситуацию. Почему это случилось?
  6. Можно ли было избежать этой беды?
  7. Что бы ты сделал на месте героя, чтобы не попасть в беду?

🐣 Игра «Лото осторожностей»

Цель. Закрепить у детей знания о проблемных ситуациях на улице.

Материал. Панно, расчерченное на 9 клеток; набор карточек: сказочные и реальные герои. Реальные: дети на пруду, ребенок стоит под крышей дома, с которой свисает большая сосулька; садится в машину, падает в открытый люк, гладит собаку, кошку; берет сласти. Сказочные: Красная Шапочка разговаривает с волком, Колобок сидит на носу у лисы, козлята открывают дверь волку, петушок выглядывает в окошко, Кай садится в карету Снежной королевы. Дополнительные карточки с неопасными ситуациями.

Ход игры

I вариант: взрослый предлагает ребенку выбрать и сложить на панно карточки, изображающие опасную ситуацию, и объяснить свой выбор.

II вариант: ребенок отбирает карточки с неопасными ситуациями.

III вариант: придумывание сказки об изображенных на карточках событиях.

🐣 Лабиринты

Цель. Развивать зрительное внимание. Закреплять у детей знания об опасных ситуациях.

Материал. Панно, на котором изображены опасные ситуации и дороги, ведущие в разные учреждения (библиотека, милиция, дом, магазин, больница).

Ход игры

Детям предлагается найти безопасную дорогу.

🐣 Сочиняем совместно с детьми сказку

Цель. Снять эмоциональное напряжение у ребенка после стрессовой ситуации.

Предварительная работа. Наблюдение за ребенком, беседа.

Рекомендации к проведению игры со сказкой.

· Если с вашим ребенком случилась неприятность, он чем-то напуган и вы знаете причину его страха, несколько дней подряд играйте с ним в то, что его так потрясло.

· Если малыша кто-то напугал (незнакомец пытался затащить в машину, набросилась собака, провалился под лед на пруду, потерялся), проиграйте, как ребенок побеждает эту ситуацию.

· Сочините сказку или нарисуйте рисунок так, чтобы данное событие превратилось в добрую глупую смешную ситуацию. Такое проигрывание поможет ребенку выразить свои чувства и избавиться от кошмаров.

🐣 Выучите с детьми правила «Пять НЕ»

  1. НЕ выходи на улицу один.
  2. НЕ вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.
  3. НЕ соглашайся никуда идти с чужими, как бы они ни уговаривали и что бы ни предлагали.
  4. НЕ верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить.
  5. НЕ садись в машину к незнакомцу.

🐣 Речевки (Автор О. Колосова)

С мамой помни уговор:
Коль один пришел во двор,
То с него не убегай —
Только во дворе играй.

***
Льдом зима сковала пруд.
Здесь опасности нас ждут.
Тут кататься не годится —
Под лед можно провалиться.

***
Ты на улице гулял
И собаку повстречал.
Чтоб ее не разозлить,
Лучше к ней не подходить,
А то может укусить.

***
Иди смело по дороге,
Но всегда смотри под ноги,
Чтобы не свалиться вдруг
Прямиком в открытый люк.

***
Вот сосулька слезы льет.
Значит, к нам весна идет.
Под сосульками не стой —
Упадет на нас с тобой.

***
Если вдруг ты потерялся,
Без родителей остался,
Никуда не уходи,
Стой на месте, взрослых жди.

🐣 Объясните детям пословицы и поговорки

О беде, добре и зле

Берегись бед, пока их нет.

Беда — глупости сосед.

Беда не по лесу, а по людям ходит.

Беда что вода — нечаянно во двор придет.

Когда придет напасть, можно пропасть.

Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется.

И сила уму уступает.

Когда держишь путь, осторожен будь.

В поле ни отца, ни матери — заступиться некому.

Вперед смотри, да и в бок поглядывай.

Все добро, да не все хорошо.

Все добро, да не всякому на пользу.

Вывезет авоська, да не знать куда.

Всякое лихо споро: не минет скоро.

Глядеть гляди, да кругом обходи.

Голосиста пташка, да черна рубашка.

Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.

И добро худом бывает.

На первый посул не сдавайся.

С добрыми дружись, а лукавых берегись.

Береженого и Бог бережет.

О пользе ученья

Без ума человеку сума.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Корень ученья горек, да плод сладок.

Всяк совет к разуму хорош.

Голова всему начало.

🐣 Как проверить умение ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на прогулке

В детских садах проводятся беседы и анализ знаний детей о поведении в опасных ситуациях.

Попробуйте и вы выяснить, понимает ли ребенок, какие ситуации для него являются опасными и что необходимо сделать в этих случаях. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям.

Назови:

  • номер домашнего телефона и адрес дома;
  • номер сотового телефона мамы (папы);
  • телефон «скорой помощи», милиции, пожарной службы.

Если во время прогулки к тебе подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть красивую игрушку, маленьких котят, «секрет», то ты:

  • сразу убежишь;
  • позовешь друга с собой, и посмотрите вместе то, что хочет показать незнакомец;
  • пойдешь смотреть один;
  • позовешь милиционера.

Если ты потеряешься в лесу, то:

  • побежишь со страху куда глаза глядят;
  • сядешь под куст и будешь плакать;
  • будешь кричать и звать на помощь;
  • начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;
  • выложишь на тропинке «сигналы» (камушки, шишки).

Если ты потеряешься в городе, то:

  • сядешь на скамейку и будешь плакать;
  • будешь бегать и просить всех подряд тебе помочь;
  • подойдешь к человеку в форме (милиционеру, охраннику) или женщине с ребенком и попросишь о помощи.

Если, гуляя по парку или в лесу, увидишь красивую ягоду, ты:

  • сорвешь ее и попробуешь на вкус;
  • сорвешь и покажешь взрослому;
  • не будешь трогать, пока ее не увидит взрослый.

Если друг предложит тебе пойти на пруд покататься на льду, ты:

  • примешь предложение и пойдешь кататься;
  • откажешься, предупредив товарища о том, что можно провалиться под лед и утонуть.

Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду.