Согласно классификации стратегий преодоления стресса, представленной в 1994 г. Л. И. Анцыферовой, стратегии «совладания» распределяются с учётом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных ситуаций.
Итак, какие же стратегии совладания были выделены Л.И. Анцыферовой:
1. Преобразующие стратегии совладания - это принятие решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации и формирование ее как проблемы: определение конечной и промежуточной цели, человек намечает план решения, определяет способы достижения цели. Человек пытается также сформировать новую систему психической саморегуляции. При направленности на актуализацию процессов самосознания именно саморегуляция становится самостоятельной деятельностью, со своим мотивом, целью, образом состояния. Такая перестройка дает человеку шанс справиться со стрессовой ситуацией. Но может случиться, что проблема так и окажется нерешенной. Поражение влечет за собой снижение самооценки, требует пересмотра позитивных представлений о себе. В таких случаях некоторые индивиды прибегают к приему «коррекции своих ожиданий и надежд», иными словами, просто изменяют свое отношение к желаемому результату, который уже перестает быть для них столь желанным. Тогда в действие вступает широко распространенная стратегия, ориентированная на восстановление позитивного отношения к себе, чувства личного благополучия. Эта стратегия часто является спасательной в плане сохранения целостности личности для оптимистов. А также этот прием часто используется людьми, попавшими в безвыходное положение. Такая «техника» жизни получила название «идущее вниз сравнение». Применяя ее, человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении, которые оказываются беспомощными при решении самых легких задач. По отношению к себе он может прибегнуть и к «идущему вверх сравнению» — вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях. Все эти приемы обесценивают положительную оценку неудачи, не требуют негативной перестройки отношения к себе и вписываются в личную теорию как незначительный биографический эпизод. Однако не со всякой неудачей человек может совладать подобным образом. Все зависит от психологической структуры личности. Если субъект сам поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее как часть будущей жизни, преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение он должен пережить как крушение всей своей личности. Чаще всего такие ситуации складываются в переходные, кризисные моменты жизни человека, когда ведущую роль играют сверхцели, сверхценности, ради которых личность организует обширную деятельность. Таким образом, если иметь в виду, что факт неожиданности трудной ситуации усиливает ее негативную значимость для человека и порождает массу дополнительных отрицательных эмоций, препятствующих поиску успешных путей совладания, то будет понятно адаптивное значение специфической стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали». Они позволяют людям подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы.
2. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношения к ситуации: изменение отношения к ситуации, придание ей нейтрального смысла. Сюда относится также специальный прием — «позитивное истолкование», который, по мнению многих исследователей, позволяет более успешно пережить травмирующее событие.
3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий: «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Это уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Такие ситуации часто возникают в сфере здоровья.
4. Самыми разрушительными копинг стратегиями являются «самопоражающие» стратегии (употребление наркотиков, алкоголя, суицид), к которым индивид прибегает в том случае, если оценивает ситуацию для себя как абсолютно непреодолимую и неразрешимую. Однако она отмечает, что «совладание» это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует разные стратегии, иногда даже совмещая их.
Следует отметить, что ученые практически в один голос говорят о том, что не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях. М.А. Холодная (2007) говорит о невозможности интерпретации стилей совладания как продуктивных или непродуктивных. Так для ситуаций, оцениваемых как объективно неразрешимые, проблемно – ориентированный копинг вряд ли будет эффективен. Более эффективным, видимо является в этих случаях выход за ситуации в область позитивной категоризации произошедшего. Стратегии отстраняющегося типа в виде ухода в себя и игнорирования согласно традиционной точки зрения является непродуктивными. Ясно, что эта форма совладания будет крайне неэффективна, если человек уклоняется от осознания поставленного ему врачом диагноза, но эта стратегия может быть и эффективной, если возникает потребность устраниться от межличностного конфликта или «переждать» проблему в силу невозможности её разрешения здесь и сейчас. Поэтому правильнее было бы сказать, что в каждом стиле совладающего поведения одновременно представлены и продуктивная, и непродуктивная составляющая. Отсюда, эффективное совладание предполагает способность использовать все стили совладания с учётом, в первую очередь продуктивной составляющей каждого стиля, то есть, необходима мобильность и вариативность.
Эффективность совладающего со стрессом поведения зависит от типа копинга. Среди всего многообразия способов повеления человека в трудной для него ситуации выделяют конструктивные и неконструктивные стратегии.
Конструктивные способы решения проблем включают в себя:
• достижение цели своими силами (не отступать, добиваться того, чего хочешь);
• обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «советовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я посоветовал бы обратиться к специалистам»);
• тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно, «не делать глупостей»);
• изменение своего отношения к проблемной ситуации, ее переосмысление (относиться ко всему с юмором);
• изменения в себе самом, в системе собственных установкой и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сам»). Неконструктивные стратегии поведения:
• различные способы психологической защиты – вплоть до вытеснения проблемы из сознания, – не предполагающие повторного возвращения для ее разрешения («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать»);
• пассивность, избегание («стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);
• импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами» («на всех обижаюсь», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);
• агрессивные реакции.
Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть разрешена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего («могло бы быть и хуже»).
Важно отметить, что при этом не снижается мотивация достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность субъекта мобилизовать силы. Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинения, обвинения друг друга, вовлечение всех в свое непродуктивное состояние.
Достаточно эффективно справляться с жизненными трудностями человеку позволяют ресурсы совладающего поведения. Они могут, как использоваться человеком, актуализироваться, так и не использоваться, оставаясь в потенциальном состоянии. Причём причины этого на настоящий момент остаются до конца так и нерешенной проблемой социально-психологических знаний.
Читайте о ресурсах совладающего поведения в наших следующих публикациях.