А что, если я вызовусь ответить на паре и ошибусь? А что, если надо мной будут смеяться? А что, если у меня ничего не получится?
Эти и подобные вопросы каждый день задают себе миллионы людей. Порой мы хотим чего-то добиться, но очень боимся оступиться. Тревога берёт над нами верх и впивается нам в горло. И это нормально. Людям свойственно переживать и беспокоится. Однако тревога – это зверь, с которым, мы можем справиться.
Чтобы было проще, давайте представим это в виде мысленной игры. Вы стоите на большой арене, а перед вами ваша тревога. Она ваш противник. Боя не избежать. Она не даст вам двигаться дальше, пока вы с ней не справитесь. За победу вы получите гарантированную награду.
Для начала нам надо оценить и проанализировать ситуацию. Возьмём для примера страх отвечать на паре в университете или на уроке в школе. Вы можете по этой схеме проанализировать свою тревожную ситуацию.
Ситуация – преподаватель(учитель) задал аудитории(классу) вопрос, на который я вроде бы знаю ответ.
Дальше есть два варианта развития событий, как нам нужно поступить:
Первый «Наступление»: я рискну, подниму руку и отвечу на вопрос.
1) что я получу за правильный ответ: я получу хорошую оценку, похвалу, чувство уверенности в собственных силах, буду хорошо себя чувствовать.
2) что я получу за неправильный ответ: поправку от преподавателя, объяснение в чём я ошибся, знание на будущее. Возможно, преподаватель меня осудит или осмеют одногруппники(одноклассники), я могу получить плохую оценку.
Второй «Отступление»: я не буду рисковать и дам ответить другим.
1) что я получу? В этом случае я получу чувство неудовлетворения от упущенной возможности получить хорошую оценку или не получу ничего.
Как видите, рискнуть ответить даст возможностей гораздо больше, чем не отвечать вообще. Однако скорее всего вы можете выбрать тактику "отступить" из-за страха осуждения. Ведь это будет катастрофа, правда? Давайте остановимся на этом подробнее и посмотрим, насколько всё действительно страшно:
Что будет, если я отвечу неправильно?
- Меня отругает преподаватель(учитель) за неправильный ответ. Это будет ужасно.
Мы посещаем школу или университет, чтобы обрести знания. Не вся информация порой сразу укладывается у нас в голове. Это абсолютно нормально. Если преподаватель ругает вас вместо объяснения вам вашей ошибки, то возникают очень большие сомнения насчёт его компетентности. А стоит ли расстраиваться из-за слов некомпетентного человека?
- Надо мной будут смеяться одногруппники(одноклассники). Я буду посмешищем.
С одногруппниками(одноклассниками) может повести, а может и нет. Это тоже нормально. Вам нужно понять, что это просто люди, который учатся вместе с вами на данный момент. Как они пришли в вашу жизнь, так и уйдут. Если они смеются из-за вашей ошибки вместо того, чтобы объяснить в чём вы неправы, то насколько их мнение ценно для вас? Однако тут может быть и другая ситуация. Мы все порой становимся жертвами "чужого мнения" и думаем, что окружающие постоянно «хихикают у нас за спиной». Но об этом мы поговорим отдельно и немного позже.
- Я получу плохую оценку.
Практически любая оценка исправима. Если её нельзя исправить, можно постараться получить на последующих уроках/парах больше хороших отметок и эта плохая просто не будет иметь веса.
Как видите, ничего катастрофичного не произойдёт. Даже если вы ошибётесь. Все ситуации поддаются контролю. И наш "противник" в виде тревоги стремительно теряет свои силы. Давайте подведём с вами итоги анализа ситуации. Очевидно, что больше плюсов у «наступления», то есть поднять руку и ответить. Это может быть страшно. Даже очень страшно. Это нормально. Бояться – это совершенно нормально. Главное – это учиться страх побеждать.
По схеме, приведённой выше, можно проанализировать абсолютно любую тревожную для вас ситуацию! Например:
- Выступление на сцене.
- Позвать кого-нибудь на свидание.
- Участие в конкурсе.
- Устройство на работу и т.д.
Подобный анализ можно проводить мысленно, но этому тоже надо учиться. Однако рано или позно у вас всё получится!