Я не детский психолог, но я работаю с родителями и их тревогой относительно школьных успехов их детей. Чаще всего с вопросами, связанными со школой, обращаются мамы. Пока папы работают, некоторые мамы (их, кстати, не так уж и мало) успевают прожить школьную жизнь со своими детьми столько раз, сколько в семье детей.
Кого-то хватает на много раз, а кто-то после первого класса, едва выгорев, ищет помощь у специалистов. Но есть те, кто испытывает сильный стресс еще задолго до начала учебного года.
Если Вы родитель первоклассника, тогда эта статья для вас
Ваш ребенок только пойдет в первый класс, а вы уже в диком ужасе, то ознакомьтесь со статьей. Я думаю, это снизит уровень эмоций и задаст ориентиры ваших действий уже сейчас, чтобы не натворить дел впоследствии из страха, что что-то пойдет не так.
Что важно помнить родителю первоклассника:
1. Когда ребенок идет в школу - этот период относится к семейному кризису. Его еще называют «кризис первоклашки», «кризис 7 лет». Может начать и раньше или чуть позже 7 лет. Игровая деятельность в развитии ребенка сменяется учебной. Смысл кризиса в адаптации к новым ролям и новым правилам в семье. Если в семье вдруг ничего не меняется (ни новых правил, ни распределение обязанностей), то, впоследствии, могут быть симптомы в поведении ребенка и конфликты в семье.
Родителям важно «совершить переход» всей семьей в новый образ, в новые привычки, и передать ребенку ответственность за его новый жизненный этап, мягко, планомерно, но не бросаться делать все за него, уберегая от стресса и «бед».
2. Необходимо уходить от оценочного отношения в адрес достижений ребенка. Часто родители, чтобы оценить действия ребенка, ищут ошибки. Так проще дать оценку действиям или умениям/знаниям. Чтобы не убить интерес к учебе, важно перестать оценивать ребенка хотя бы дома и научиться давать конструктивную обратную связь, вместо разбрасывания ярлыков «хорошо» или «плохо».
3. Так как этот период характеризуется резким изменениями в жизни ребенка, родителям стоит быть бережными и максимально оказывать поддержку. Поддержка - это не делать за него большую часть его новых обязанностей, не брать на себя его проблемы, а быть с ним рядом и направлять. Это так же не значит, что вы «выпинываете» ребенка с рюкзаком из дома, потому что он уже взрослый. Важно соблюсти баланс.
4. Родителю самому неплохо быть в ресурсе. Иметь энергию на переход в новый уклад. Потому что от состояния родителя зависит многое: и формирование адекватной самооценки ребенка в новых условиях, и инициатива к самостоятельности, а так же интерес к учебе. Даже если не повезет с учителем, от того, как настроены родители, готовы ли они быть принимающими, заботливыми и поддерживающими, ребенок может не растерять мотивацию в первый год учебной деятельности. А это много стоит!
Поэтому позаботьтесь о себе перед тем, как ваш ребенок пойдет в 1 класс.
Ниже прикрепляю памятку с важными моментами и подсказками.
Это не полный список рекомендаций. Их может быть больше в рамках индивидуальной консультации. Все зависит от контекста ситуации, по которой вы лично можете обратиться к специалисту (автору статьи). Более того, эти рекомендации полезно взять во внимание родителям не только первоклассников.
Я работаю с мамами прежде всего на ресурсирование. Потому что, когда мама в ресурсе, у нее получается поменять отношение к проблеме и ответы и решения находятся потом сами собой. А в вопросах школы именно отношение родителей к школе, к учителям решает многое. Будет это тревожная беготня по завучам и крики при выполнении домашку, или же школа в семье будет просто деятельностью, а не ключевым аспектов семейных взаимоотношений.
Есть ли у вас ощущение, что в школе учитесь (в 1 класс пошли) вы, а не ваш ребенок?
Автор: Крышталева Юлия Александровна
Психолог, Эмоциональное выгорание
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru