Собрала в этой статье рекомендации нейропсихолога. Часть из них я осуществила, часть в наших условиях было нереально, часть взяла на заметку.
Столы и стулья
От 0 до 3-х лет и от 3-х до 5-ти лет
Лаконичный стол без рисунков, желательно белый. Он не должен отвлекать ребёнка от деятельности, т.к. произвольное внимание в этом возрасте ещё не работает.
Оптимальная ширина 55 см. Высота
Идеальный вариант — стол Лакк из Икеи. Если найти такой не удаётся, можно подпилить ножки у вашего стола.
Если стол у вас уже есть и он разноцветный, то можно:
- покрасить его белой краской
- накрыть ватманом, а сверху прозрачным оргстеклом
Стульчик должен быть устойчивый, чтобы не падал, если ребёнок слезает с него. Т.к. в такой ситуации сложнее вернуть его за стол. С устойчивым стулом если вы увидели, как ребёнок спускает ножку, чтобы пойти, вы можете вовремя снова привлечь его к занятию.
На стул ребёнок залезает сам, это его "зарядка".
От 5 до 11 лет
В этом возрасте лучше растущая парта. Однотонная, шириной 1,15м–1,20м. Почему такой широкий? Потому что у современных детей с одной стороны стоит ноутбук (для выполнения домашних заданий и олимпиад), с другой — лежат учебники, а перед ним нужно свободное пространство для выполнения домашнего задания.
Учитывайте минимальный рост для парты у производителя. У кого-то это 116см, а у кого-то 122см. Это большая разница.
Почему с 5 лет? Потому что в это время ребёнок сам собой сидит и что-то творит.
Парта с карандашницей поможет избежать бардака на столе.
Под карандашницей не подразумевается ящик. Ящики обычно превращаются в склад для ненужных вещей или хлама. Лучше приобрести тумбочку, которую можно поставить под парту.
Эта тумба хороша тем, что в ней есть узкий ящик–пенал и большой ящик, в который помещаются учебники до 4-го класса. Можно поставить между ними разделители. Плюс подростку важно иметь безопасное место, куда никто не заглянет (тайничок, хранение дневников). Здесь это — ящик на замке.
Постелите накладку на стол, т.к. современные материалы для творчества не щадят мебель. Ребёнок сможет расслабленно заниматься любимым занятиям, не тревожась повредить стол.
Если стол не у окна, а у стены, то на стене не должно быть полок, расписаний и вообще ничего. Полностью голая стена. Если стол у окна, то на подоконнике тоже ничего нет. У ребёнка не должно быть отвлечений.
Напротив рабочего стола при ремонте нужно предусмотреть минимум 5 розеток:
- для зарядки телефона, для компьютера, для лампы на столе, для принтера
- если приходит репетитор, то для её компьютера и телефона,
- если увлечения появились — для экшн–камеры и пр.
Стул тоже должен быть растущим вместе с ребёнком. Компьютерные стулья на колёсиках не подходят, т.к. ребёнок катается на них, отвлекаясь от занятий.
Если комната большая, то можно поставить небольшой журнальный стол для настольных игр и творческих занятий, чтобы не освобождать под них место на рабочем столе. Ребёнок может начать поделку, оставить её и пойти заниматься уроками, а потом позже вернуться к творчеству. Творчество должно оставаться в жизни ребёнка обязательно!
Плюс если к подростку приходят друзья, будет место, куда положить пиццу и поставить стаканы.
С 5-ти лет в комнате ребёнка должна появиться мусорная корзина. Когда он занят творчеством, что-то вырезает или разбирает портфель, а там ненужные смятые листы, ему не нужно откладывать на потом выброс мусора в ведро на кухне. Он тут же может это сделать.
Шкафы и стеллажи
В первую очередь прикрепите шкафы, комоды, стеллажи к стене. Это очень важно! (Я сама спасла ребёнка от падения на него комода, когда он выкатил все ящики из него. Никому не пожелаю испытать такие чувства.)
От 0 до 3-х лет
В этом возрасте шкафы должны быть все закрытые. Это хорошая стимуляция развитию интеллекта.
Вся энергия в этом возрасте направлена на движение и познание мира.
Мамы полуторагодовалых детей подтвердят, как дети радуются, открывая шкафы, выкатывая ящики и разбрасывая всё содержимое в разные стороны. Для них это удовольствие! Не запрещайте ребёнку исследовать дом.
Если есть вещи, которые нежелательны для доступа (лекарства, ценные для вас предметы и пр.), переместите их наверх. Создайте условия, чтобы он мог открывать шкафы и удовлетворять свою естественную физиологическую потребность в открытиях. Если этого нет, вы его развитие тормозите и лишаете мотивации двигаться.
В 7 лет это выливается в то, что ребёнок ничего не хочет (ни учиться, ни играть) и ему ничего не нужно. Он говорит "мне скучно", "мне не во что поиграть", "я не знаю, чем заняться" , хотя комната похожа на магазин детских игрушек.
В шкафу должна быть система хранения. Чтобы не вы выкладывали перед ним все игрушки, а чтобы ребёнок делал движение к этим игрушкам, чтобы хоть что-то делал самостоятельно.
Все игрушки разложены по своим ящичкам / коробочкам: машинки к машинкам, паровозики к паровозикам, конструкторы к конструкторам, мягкие игрушки к мягким игрушкам. Систематизацией игрушек по коробкам вы уже тренируете у ребёнка память. Ящики могут быть разноцветные, это поможет учить цвета. Слои игрушек не должны превышать 2, чтобы подвинув несколько верхних, можно было увидеть, что снизу.
Дети любят порядок. Но приучать к складыванию нужно ещё до 1 года 2 месяцев. "Видишь шарик? Смотри, я его сейчас "бух!" положила. А теперь давай ты". С каждым разом делать это вместе, каждый раз количество игрушек, которое убирает ребёнок, будет больше.
А ещё можно научить предлогам при уборке: "дай мне игрушку, которая под столом", "дай мне машинку, которая на кресле".
Со временем для ребёнка станет естественным убирать игрушки.
Игрушки для мелкой моторики (пазлы, мозаика) по правилу "поиграл — убрал". Большие игрушку могут лежать на полу до вечера.
Те игрушки, в которые играть ребёнку одному небезопасно (для мелкой моторики, пластилин) и в которые он играет только с вами, ставить на полки или невысокие шкафы (130 см от пола) так, чтобы ребёнок их видел, но достать сам не мог, даже встав на стульчик. Если вы ненадолго отлучитесь (в туалет или быстро на кухню), то можете быть спокойны. В то же время он, побегав и поползав, будет обращать на них внимание, и просить вас их достать. Получается, что он будет этим заниматься тогда, когда ЕМУ это нужно, а не вы захотели.
Через некоторое время вы заметите, что ребёнок всё чаще и чаще обращается к игрушкам, над которыми нужно думать. Т.е. внутреннее движение, мотивация запустили процессы к познанию.
От 3-х до 7 лет
В этом возрасте начинает работать креатив, творческая энергия. Ребёнок уже умеет сам одеваться, сам кушать. У него включается фантазия, он погружается в свой мир. И тут ребёнку очень важно видеть плоды своих трудов.
В этом возрасте шкафы максимально открытые, как правило, это стеллажи. Можно дверцы снизу.
Поделки домашние и из детского садика, конструкции из лего, что-то из бумаги, рисунки — всё это должно занимать места на открытых полках. Это будет стимулировать ребёнка к дальнейшему творчеству.
А ещё в этом возрасте комната "засорена" большим количеством игрушек: пирамидка не по возрасту, 100 машинок, которые уже и не помнит, откуда появились. И в этот момент начинается обесценивание. Обесценивание предметов, игрушек. И начинается период скуки. "Не знаю, чем заняться", "Мне скучно", "В это играть не хочу", "Эта машинка мне не интересна".
Первая рекомендация — выкинуть корзину для игрушек.
Когда приезжает бабушка и дарит игрушку, ребёнок радостно бежит к ней, берёт подарок и эмоционально заряжает. Целый день играет, катает и что только с ней не делает. Мама, уставшая от гостей, начинает быстренько убирать все игрушки, чтобы скорей уложить ребёнка спать и самой отдохнуть. И убирает в ту самую корзину, мусорную корзину для эмоций.
Вспомните свою любимую игрушку или что-то из одежды? Если вспомнили, значит, этот образ эмоционально заряжен. Иногда негативно, как колючий свитер, например. Или положительно, как футболка с любимой группой (у меня это были Spice Girls). Или первая Барби, которую очень долго ждала. Эти вещи были наполнены эмоциями.
Во взрослом состоянии также есть вещи, несущие для вас ценность. Будь то айфон, которого долго ждали и копили на него, и вряд ли оставите его рядом с маленьким ребёнком и чашкой кофе. Или обручальное кольцо, которое не оставите на раковине.
Вещи, которые для нас ценны, мы бережём, храним, следим за ними, не забываем, получаем от них удовольствие и стараемся контактировать с ними как можно чаще.
У детей, которым покупают игрушки каждый день, не успевают созревать эмоции. Некоторые даже не открывают сразу подарки на дни рождения. Они не знают, чего хотят. Им ничего не хочется, когда они куда-то идут с мамой и папой. Потому что слишком много всего. Теряется мотивация, что мне чего-то хочется.
Получается, ребёнок получил игрушку, зарядил её эмоциями, а вы её обесценили, бросив в корзину / свалку. Особенно если с утра он встал и не увидел её, и вы не помогли её найти, или её надо раскопать из-под завала в этой корзине.
Нужно прививать ценность как к книгам. Каждый раз, когда появляется новая игрушка, она должна стоять на своём месте. Нужно выделить для неё её "домик".
Это приучение к порядку, сортировке. Это поможет при наведении порядка в тумбочке со школьными принадлежностями.
Если игрушек очень много, можно отнести часть в детский садик или на площадку. Корзинку — выставить на лестничную площадку.
От 7 лет
Тут опять шкафы закрытые, чтобы ничего не отвлекало от учебного процесса. Нужно создать условия для быстрого и эффективного выполнения уроков. А быстро и эффективно — это не отвлекаясь ни на что.
Вешалки
У ребёнка должно быть столько рюкзаков, сколько занятий он посещает. Если ходит только в школу, то — один. Если ходит ещё на спорт, музыку, рисование, то на каждый кружок — один рюкзак. Чтобы снять напряжение при перекладывании вещей туда–обратно, ведь обязательно что-то забудется или потеряется.
Для хранения такого количества рюкзаков пригодится невысокая напольная вешалка, как в Икее в детском отделе:
Стены
Нейропсихолог рекомендует стены красить, чтобы не зацикливать ребёнка на каком-то персонаже. Потому что вкусы меняются быстро: сегодня он фанат "Тачек", завтра — роботов, позже — футболистов. У девочек это куклы, завтра — пони, потом русалочки и пр. И комната должна быть фоновой и расти вместе с ребёнком. Почему именно крашенные? Потому что такие стены проще реанимировать в случае чего (царапины, рисунки фломастером и пр.).
Картины
Чтобы не сверлить стены под каждую картину, можно вешать их на леску. Для этого потребуется:
- молдинг (потолочный плинтус);
- леска;
- крючки (обычно на самой рамке есть);
- клей.
Стена славы с работами ребёнка очень помогает вере в себя и мотивирует на новые рисунки.
Также можно вместо картин вешать изображения любимых героев ребёнка. Так комната будет с интересами именно вашего ребёнка и именно в этот момент.
Было полезно? Поставьте лайк :)