Найти тему
Босоногое Настроение

Ужасы крепости Аркс

Далекий 2002 год.

В свет выходят две легендарные ролевые игры:

The Elder Scrolls 3: Morrowind и Gothic.

Мало кто не слыхал об этих шедеврах. Обе они сразу же снискали большую славу и обзавелись множеством фанатов, которые и по сей день спорят - чья игра ролевее и круче!

Большие проработанные миры, детальное окружение, потрясающий сюжет и невероятные доселе возможности по отыгрышу своего персонажа - вот что они подарили любителям компьютерных игр.

Люди погружались в миры этих игр и оставались там на долгие годы. Реально есть такие геймеры, которые кроме одной из этих игр больше ни во что не играют. И по сей день игроки делают новые открытия, хотя, казалось бы, уже столько лет прошло и найти в этих мирах что-то новое просто невозможно. А вот находят.

Но на фоне двух этих игр совершенно незаметно в том же году вышла еще одна. Несправедливо обделенная вниманием, не популярная и вообще забытая.

И это страшная несправедливость, ведь она имеет не меньше прав и возможностей, чтобы тягаться с двумя выше перечисленными за звание лучшей ролевой игры! Необычный, уникальный мир, необычная боевая система, необычное переплетение игровых жанров - в ней так много необычного, что это ДОЛЖНО было привлечь к ней внимание! Но почему-то не привлекло.

Имя ей

Но наши доблестные переводчики окрестили ее "Ужасы крепости Аркс".

Умеют же у нас название насочинять. То врата Балдура какие-то, то Князь Тьмы, то вот крепость Аркс какая-то, да еще и с ужасами...

Но будто сам Рок подсказывал креативщикам название, ведь они умудрились ошибиться, но при этом вынести в него самую главную особенность игры, о которой в оригинале ни слова - игрока ждет немало ужасов, если он отважится запустить Rrx Fatalis.

Но прежде, чем перейти к ужасам сюжетным, надо рассказать вам про ужасы технические. Именно они не позволили игре обрести известность и стать третьей великой ролевой игрой, вышедшей в 2002 году.

Аркс Фаталис - это сочетание двух жанров: ролевая игра и Immersive sim.

Если с ролевой игрой все более-менее понятно - под наше управление попадает настраиваемый персонаж, которого мы вольны развивать по своему предпочтению, будто сами попадаем в мир игры, то со вторым жанром все интереснее и сложнее.

Immersive sim - это такой жанр игры, который предполагает высокую интерактивность окружающего мира и творческий подход к прохождению истории. Это позволяет проходить разные игровые ситуации такими способами, которые подчас даже разработчиками не планировались.

Ну к примеру.

Хотите вытащить все золото из банка? Действуйте-злодействуйте! Можно утащить ключики у банкира, подслушать пароль (или прочесть в записке) и тихо ночью посетить местное отделение банка, пока все спят. А можно поискать секретный ход, который выведет напрямую в сейф. Для этого нужно подслушать, о чем болтают некоторые люди в банке. А можно сделать слепок ключа и вскрыть сейф. А можно использовать магию, чтобы стать невидимкой. А можно... Много чего еще сделать.

Ну или другая ситуация: вы забрались в дом к подозреваемому в преступлении в поисках улик. Обыскали все, но ничего не нашли? А вы скиньте подушку с лежанки - под ней наверняка ключик лежит. Поднимите коврик у порога, снимите картину со стены - нужная вещь может находиться не в банальном шкафу, а там, где ее даже не подумаешь искать.

Ну или самое простое - ваш герой хочет ЖРАТ!

И вот незадача - ближайшая таверна находится далекооо... А ЖРАТ хочется вот прямо тут! Кишка кишке уже бьет по башке!

Разжигаете костер, вынимаете из рюкзака кусочек мяса и кладете на камушки у костра. И вскоре получаете жареное мясо, которое можно съесть! А можно вообще сделать из воды и муки тесто, сунуть в кусок теста яблоко и шмякнуть всю эту массу в костер и получится пирог!

-2

Вот это и есть иммерсив сим. Круто, правда? Только непривычно в те времена и немного тяжко в управлении. Но когда вышла эта игра, к непривычному привыкали быстро.

Следующая особенность — полное отсутствие диалогов и выборов. Но это отнюдь не делает игру линейной. Просто настоящий мужчина (а наш герой настоящий мужчина!)

-3

Так что все выборы в игре вы осуществяете не нажатием нужной фразы в диалоговом окне, а непосредственно влияя на окружение — делом!

Надо побазарить с драконом? Киньте ему в морду горсть золотых монет... Ну или дайте по этой морде кулаком, если чувствуете в себе силу.

Хотите дружить с троллями? Ну так идите и делайте это! Помогите им решить проблему, покажите пример. Докажите, в конце концов, что вы не говорите, а делаете!

Свернули шею культисту, который собирался принести жертву злому богу и отняли у него ритуальный нож?.. Вы сами вольны выбирать, что делать с этим ножом. Даже если ваш выбор будет полностью дебильным.

Только помните, что каждый ваш выбор реально влияет на окружающую действительность и меняет ее.

В игре не сотни квестов и заданий, поэтому каждое, даже самое мелкое проработано до мельчайших деталей и ваши действия обязательно вам аукнутся. Или прямо сейчас, или позже - в самый неожиданный момент.

Представляете какие просторы для веселья открываются?

Ну и последний технический ужас крепости Аркс - это самая главная ее особенность, которую даже преподносили в качестве рекламы и главной фишки игры. Это магия.

Она великолепна в своем безумии и оригинальности!

Смотрите - у вас есть двадцать рун с магическими знаками-словами. Они раскиданы по всему миру и их надо искать, чтобы колдонуть.

Но эти руны - это только лишь основа магии. Даже если все они будут у вас в рюкзаке, вы фиг чего наколдуете.

Мало иметь руны, надо еще расшифровать слова силы на них и сложить до трех слов в единую фразу! И только тогда... Все равно ничего не сможете.

Мало знать слова и уметь их складывать. Надо еще раскачивать свои магические способности, иначе вместо призыва демона, вы призовете кролика, а вместо могучего атакующего заклинания произведете пару выстрелов задом.

Но и даже когда вы все уже знаете и все умеете, вы все еще фиг чего наколдуете.

Почему?

Понимаете, чтобы колдануть, надо выставить вперед пальчик и начертить в воздухе знаки с рунных камней в правильной последовательности.

Ладно, если вам нужно прочертить что-то такое

-4

А если нужно так?

-5

И все это нужно проделать в реальном времени, зажав клавишу "правый ктрл" при помощи мыши. И учтите, что на вас скорее всего будет в этот момент нестись страшенный лич, резкий, как понос, и своим кривым пальцем вырисовывающий какое-нибудь заклинание смертоубийства!

А игра требует, чтобы вы чертили идеально ровно - так, чтобы ваш учитель тригонометрии заплакал от умиления.

Рука дрожит? Напугались во время стычки с монстром? Просто у вас глазомер кривой? Ну тогда простите - магия, это не ваше!

Впрочем, если вам сейчас придет охота поиграть в Аркс Фаталис, то с этим ужасом Аркса вы не столкнетесь. Фанаты игры давнымь-давно уже сделали патчи, правящие магию и даже добавляющие целых ТРИ ячейки быстрого доступа для заклинаний!

Но даже умение чертить идеальные линии пальцем - это не предел мастерства.

Самый высший уровень - это научиться колдовать заклинания, которым вас никто не обучит. Их просто нет, сколько бы вы не качали магию.

А добыть их можно либо экспериментируя со всеми рунами и случайно открывая нечто необычное, либо внимательно следя за окружением.

Находчивый игрок в Арксе будет хорошо вознагражден.

Например, с тем же личом - если вы будете не бегать в панике и уворачиваться от его ударов, а внимательно проследите за его кривым пальцем (каким надо быть упоротым, чтобы в бою с одним из самых опасных монстров, следить за тем, что он там своим пальцем делает), то заметите, что он рисует какое-то незнакомое сочетание рун в воздухе.

Повторите это сочетание и вы удивите всех вокруг необычным и мощным умением!

Вообще говорят, что старые игры обладают более крутым сюжетом и интереснее, чем сегодняшние шедевры.

Во многом это ложь.

Это просто восприятие человека, который в детстве играл в какую-то игрушку и запомнил ее, как невероятную сказку.

А попробуй сейчас поиграть в эту сказку и ты увидишь, что не такая уж она и сказка - у нее полно изъянов и она совсем тебя не завлекает. И мир пустой, и сюжет не такой уж и сказочный, и всяких подземелий и башен совсем мало. А в детстве казалось, что ты путешествуешь по огромному живому миру.

Но есть и исключения, которые что тогда, что сейчас воспринимаются одинаково круто. И вот Аркс Фаталис как раз относится к таким исключениям.

Да, графон страшненький. Да, с управлением есть некоторые проблемы. Но на этом и все - неудобства кончаются.

А вот сами возможности взаимодействия с миром поражают и сейчас. И сюжет, хоть и простенький, но все равно завлекающий. И мир вокруг очень атмосферный - когда надо, создаст уют, когда надо развеселит. А иногда может напугать похлеще современных хорроров.

Если вы можете найти время на игры и любите их, то очень советую попробовать поиграть в Аркс. Тем более, что фанаты игры оптимизировали ее так, чтобы она и смотрелась новее и на вашем современном компуктере пошла без ошибок и вылетов. Поиграйте - познакомьтесь со всеми ужасами Аркса воочию!

Ну а для тех, кто никак не может выкроить время на игру, я могу пересказать вкратце (ага, на двадцать пять статей, как это было с Эмблемой Огня) сюжет и сам мир, чтобы все познакомились с Арксом и его ужасами!

-6

А если вам доводилось играть в эту игру, то делитесь впечатлениями и воспоминаниями в комментариях! Интересно, как кто воспринял ее.