Найти тему

Советские секретные проекты: Первые реактивные бомбардировщики. Часть V

Картинка из свободных источников. Проект самолета Су-10
Картинка из свободных источников. Проект самолета Су-10

Сухой Су-10

26 февраля 1946 года вышло постановление Совмина, разрешающее разработку бомбардировщика с четырьмя двигателями Jumo 004 (РД-10). В то время в ОКБ Сухого велись работы по нескольким истребителям, а проектирование тактических реактивных бомбардировщиков было малознакомой областью, но в приказе НКАП от 27 марта "Сухому" было указано, что Сухой должен создать новый самолет. Он должен был иметь максимальную скорость 800 км/ч, максимальный взлетный вес 14000 кг, дальность полета 1500 км. Максимальная боевая нагрузка должна была составлять 2000 кг; оборонительное вооружение состояло из четырех 20-мм пушек, потолок самолета должен был составлять 11000 м. Должно было быть два прототипа, первый из которых должен был быть готов к полету к 1 февраля 1947 года.

Предварительный проект был начат 24 апреля, и уже первые исследования компании "Сухой" показали, что для выполнения поставленных задач потребуется шесть двигателей. К маю 1946 года эти исследования привели к созданию проекта, в котором все шесть силовых установок размещались в фюзеляже, и 6 мая были начаты работы над полномасштабным макетом. Этот самолет, получивший название Су-10, должен был иметь двухлонжеронное крыло. В крыле размещались два топливных бака емкостью 6001 литров, а также двухколесное основное шасси убирающееся внутрь.

В центре фюзеляжа размещался большой оружейный отсек, в котором размещались четыре члена экипажа - пилот, штурман, оператор беспроводной связи/стрелок и хвостовой стрелок. Оборонительное вооружение фактически состояло из носовой однопушечной турели, причем оператор беспроводной связи отвечал за носовую пушку, а также за хвостовую, для доступа к которым необходимо было пройти через туннель в топливном баке № 1. В фюзеляже имелось три топливных бак. На самолете были установлены четыре ракетных двигателя RATOG, что позволило свести к минимуму взлетный пробег. Максимальная топливная нагрузка в итоге составила достигла 7760 кг, расчетное время до высоты 10 000 м составило 20,4, а дальность полета с 1000 кг бомбами и максимальным количеством топлива 2000 км.

Предварительный проект был завершен 19 июня. Одновременно с этим Совмин утвердил «Планы опытного самолетостроения на 1946 год», в который вошел и новый бомбардировщик Су-10

Разработка проекта Су-10 была начата 1 июля, первая модель была передана ЦАГИ 19 июля, а в середине августа началась работа над чертежами прототипа.

Официальный осмотр макета состоялся 7 октября, и после некоторых изменений в конструкцию началось изготовление деталей для первого прототипа.

По мере продолжения испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ компания "Сухой" перешла к рассмотрению альтернативных вариантов расположения двигателей.

Натурный макет Су-10 был официально принят 2 декабря 1946 года, но уже через два дня Шишкин, заместитель начальника МАП (Министерства авиационной промышленности), дал разрешение Сухому продолжить разработку нового варианта Су-10 с четырьмя ТР-1. 7 января 1947 года, через неделю был утвержден предварительный проект нового самолета Су-10.

11 марта вышло постановление Совмина, разрешающее строительство Су-10 с четырьмя ТР-1, а 12 апреля последовало распоряжение МАП. Теперь работы шли стабильными темпами.

Силовая установка Су-10 теперь состояла из четырех двигателей, расположенных впереди на крыле и размещались вертикально ступенчатыми парами с нижним блоком впереди; это позволило уменьшить размеры мотогондолы и площадь поперечного сечения. Кроме того, двигатели тяги были расположены под небольшим вертикальным углом, что также способствовало снижению сопротивления.

Первоначально предполагалось, что для этого подойдут четыре установки РД-10 но вскоре они были заменены более мощными ТР-1, которые обеспечили более высокие характеристики.

Более мощные двигатели увеличили массу самолета на 1000 кг, но это было компенсировано дополнительной тягой и лучшей аэродинамикой тягой и улучшенной аэродинамикой.

Сохранялся четырехместный экипаж и использовалась оборонительная турель, аналогичная той, что была на оригинальном шестимоторном Су-10, хотя носовая пушка теперь была закреплена под носовой части, а спинная турель, расположенная между оружейным отсеком и топливным баком, стала дистанционно управляемой.

Хвостовая башня могла быть поднята на 30°, опускаться на 45° и поворачиваться в каждую сторону на 30°. Двухлонжеронное крыло имело напряженные панели обшивки, на задней кромке располагались закрылки, которые были разделены на четыре секции, а элероны на внешнем крыле были разделены на две части. Су-10 мог нести значительную бомбовую нагрузку. все они размещались в большом бомбоотсеке в центральной части фюзеляжа.

Бомбовый отсек в центральной части фюзеляжа мог нести одну бомбу массой 3000 кг или восемь по 500 кг. Взлет по-прежнему должен был осуществляться с использованием четырех твердотопливных двигателей прикрепленных к боковой части фюзеляжа; эти комплексы уже были испытаны на истребителе Су-9 компании "Сухой".

Максимальная топливная нагрузка составляла 7500 кг, время разгона до высоты 5000 м 6,7 мин. и 10 000 м - 20,4 мин, служебный потолок 12 000 м, а максимальная дальность полета 2 000 км.

К середине декабря 1947 г. первый Су-10 вышел на завершающую стадию сборки. Однако его постройка задерживалось из-за нехватки рабочих площадей на заводе № 134 где он должен был строиться, и только после того, как на этом предприятии была завершена постройка Су-12 (разведывательно-наблюдательный самолет с поршневым двигателем) удалось приступить к созданию опытного образца Сухого Су-10.

Кроме того, бомбардировщик должен был нести большое количество нового оборудования, все это требовало испытаний и доработок, Это привело к дополнительным задержкам со стороны субподрядчиков по оборудованию; фактически в течение 1947 года были задержки с поставкой двигатели, оборонительные орудия и автопилот.

12 марта 1948 года были проведены исследования по установке четырех двигателей тягой 18,5 кН были завершены, но было решено, что летные испытания прототипа должны продолжаться с установленными двигателями TR-ls;

Ожидалось, что самолет пройдет государственные приемочные испытания, однакоСу-10 до этого не дошел. 4 июня 1948 года вышло новое постановление о сокращении бюджетных ассигнований и в результате прототип Су-10 не был достроен, а в конечном итоге был отправлен на свалку.

Авиация