6 сентября – День чтения книги
Любовь к книгам сделала из крестьянского паренька Михайло Ломоносова первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, художника, историка, поборника отечественного просвещения, развития русской науки и экономики. Ломоносов сумел пробиться из крестьянской среды Архангельского захолустья в первые ряды людей своего века и навсегда остаться в первых рядах выдающихся людей России.
А ведь в распоряжении юного Ломоносова были всего 3 книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого, «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого. С этими книгами его познакомил дьячок местной церкви С. Н. Сабельников, он же обучил подростка грамоте.
Крестьяне Крайнего Севера в XVIII веке, по словам Ломоносова, «воспитывались в крайнем невежестве»: ни читать, ни писать не умели. Жизнь Ломоносова в доме была невыносимой из-за постоянных ссор с мачехой, которую раздражала страсть пасынка к книгам. Это стало одной из причин его бегства из дома.
Мы же росли в самой читающей стране мира: книга была не только в почете, она была «наркотиком» нашего поколения. Мы читали всегда и везде: в читальном зале библиотеки, на перемене у подоконника, на уроке под партой, ночью под одеялом, подсвечивая себе фонариком.
Задумалась вдруг, а если бы мне в распоряжении разрешили иметь всего 3 книги, какие бы я выбрала?
Наверное, такие:
1. Ф. Достоевский. «Бесы».
2. Л. Толстой. «Анна Каренина».
3.Л. Фейхтвангер. Трилогия об Иосифе Флавии (романы «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день»).
А какие книги выбрали бы Вы? Какие строки предназначались Вам?
Открываю томик одинокий —
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
Значит мне они предназначались.
В. Тушнова