1 сентября 2004 года стало одним из самых черных дней новейшей истории России – в одну из школ города Беслан ворвались террористы и взяли в заложники тех, кто пришел на праздничную линейку. На протяжении трех дней вся страна с напряжением ожидала развязки и молилась о том, чтобы все обошлось благополучно.
С тех пор минуло уже 19 лет, но многие из нас помнят события тех страшных дней, словно это было вчера. Ранним утром 1 сентября 2004 года во дворе школы № 1 города Беслана, что в Северной Осетии, проходила торжественная линейка, как и в тысячах других школ по всей России.
Внезапно во двор школы вбежали вооруженные люди. Они стали палить в воздух и под дулами автоматов затолкали 1100 человек в спортивный зал. Там не было еды и воды, дети и женщины плакали и молили террористов отпустить их, но те были жестоки и непреклонны.
На протяжении трех дней боевики держали заложников в нечеловеческих условиях. Ни еды, ни воды у людей по-прежнему не было. К тому же, захватчики не позволяли им куда-либо выходить, чтобы справить естественные потребности.
На третий день в здании школы послышались взрывы. Некоторым удалось воспользоваться суматохой и сбежать. Собравшиеся у школы люди помогали, кто чем мог. В это же время ФСБ предприняла штурм. 27 террористов были ликвидированы. Единственный выживший из них приговорен к пожизненному лишению свободы. Сейчас он отбывает наказание в колонии «Полярная Сова».
В результате этой чудовищной трагедии погибли 333 человека, из них 186 – дети. Около 800 человек получили различные ранения.
Те дети, кому посчастливилось выжить тогда, стали уже совсем взрослыми. Но, несмотря на то, что прошло уже много лет, память о тех страшных днях остается до сих пор. Перед глазами стоят лица родных и друзей, которые уже никогда не будут среди нас.
Кристина Уварова – одна из тех, кому удалось спастись. Тогда ей было 14 лет. Она вспоминает, что террористов отличала беспрецедентная жестокость: в первый же день они увели мужчин на второй этаж и расстреляли, а тела просто выбросили в окно.
Затем они вернулись к беззащитным людям и велели всем поднять руки. По словам Кристины, боевики пообещали застрелить тех, кто этого не сделает. Люди вынуждены были сидеть с поднятыми вверх руками на протяжении делительного времени, под страхом смерти.
Начать штурм было невозможно: эти нелюди сообщили, что за каждого убитого боевика будут расстреляны 50 заложников, за каждого раненого – 20.
Спортзал, в котором находились люди, террористы заминировали. Все взрывные устройства были собраны в одну цепочку. Они висели на тросах.
В то время стояла сильная жара, люди изнывали от жажды. Не выдержал нагрева даже скотч, который скреплял взрывчатку – из-за этого и прогремел первый взрыв, который вызвал сильный пожар и обрушения. Заложники бросились бежать, а подонки с автоматами стреляли им в спину.
Спецназовцы, которые прибыли для спасения людей, скидывали с себя бронежилеты и закрывали собой детей и женщин, чтобы дать им шанс выжить среди этого ада.
Кристина потеряла там подругу, родную тетю и двоюродных сестер. До сих пор она не может вспоминать о пережитом без слез.
Сама Кристина получила множественные переломы, рваные раны и черепно-мозговую травму. Понадобилось длительное время, чтобы она смогла восстановиться.
В тот день ее спасителем стал спецназовец, который сумел разглядеть девочку в объятой пламенем школе.
Сегодня она уже замужем, растит собственного ребенка и работает воспитателем в детском саду.
Известно, что в обмен на жизни людей террористы требовали вывода российских войск из Чечни. На тот момент это сделать было невозможно, и боевики прекрасно это понимали. Создавая безвыходную ситуацию, они рассчитывали дестабилизировать ситуацию в целом по России и на Северном Кавказе, в частности. Руководил операцией Шамиль Басаев, который таким образом пытался добиться отставки Владимира Путина.
Уголовное дело до сих пор не закрыто, следователи рассчитывают установить личности всех уничтоженных террористов и круг лиц, которые были причастны к этому бесчеловечному преступлению. Все, кто еще остается в живых, должны понести самое суровое наказание за совершенный теракт.
Источник: Курьер.Среда