Найти тему
A.LIST

«Виски» на щепке как стратегия развития.

Причина по которой мы еще не раз будем возвращаться к теме производства виски в России очень простая – спрос на товары в этой категории есть, а четкого плана какие и какого качества будут напитки на полках наших магазинов нет. Или есть? Попробуем разобраться.

Мы написали уже много материалов, провели дегустацию и планируем новые. Тема качества напитков является важной. 

По имеющейся у нас информации, пока только 2 российские компании запустили производство виски по классической технологии, с перегонкой в медных кубах и выдержкой в бочках от трёх лет – Кемля и Алвиса. Компания Альянс 1892 пока завершает работы на своем новом заводе и не публиковали дату запуска производства. 

Есть еще проекты компаний Виски России, Центр-Продукт и Агат-Алко, но в открытом доступе нет информации о том какое оборудование они используют, какая мощность и как там производится выдержка.  

Ждать ли нам новые проекты? Да, мы знаем, что сейчас еще несколько компаний готовятся к производству виски. Вышла новость про производство виски на Ариант, но пока мало деталей. По большей части интерес производителей больше связан с производством виски по новому ГОСТ, когда полученные зерновые спирты можно ускоренно старить с использованием деревянной щепы. Уже сейчас видим сообщения, что удаётся получить «виски» уже после пары месяцев выдержки на щепе. Но о свойствах этих напитков не сегодня.

Любые легальные упрощения схемы производства приводят к тому, что этот самый простой и дешевый способ очень быстро становится единственным, наиболее выгодным всем, отчасти и потребителю. И такое развитие событий сделает любое классическое, длинное производство виски невостребованным, нишевым. Если рынок требует низкую цену и проглатывает гигантские объемы напитков похожих на виски, то отказаться производителям от их производства будет глупо, раз основными показателями для успешных продаж сегодня являются цена и оборачиваемость продукции. 

И если запуск массового производства виски на щепе неизбежен, то мы считаем правильным разделить название такого напитка с классическим виски, чтобы не путать потребителя. Есть на рынке сок и сокосодержащий напиток, значит и виски, состаренный на щепке, можно назвать как «висковый напиток» или просто спиртной напиток. Любые варианты названия, но только не виски, тем более что ГОСТ устанавливает точное название как виски российский. Иначе российский виски моментально станет не менее популярной темой анекдотов, как например российский автопром. 

Запуск производства виски по классической схеме связан с большими капиталовложениями: закупка оборудования, бочек, отладка производства, подготовка технологов, которых сейчас нет, а вслед за этим - выдержка. Чтобы получился виски, нужно как минимум три года. И возврат инвестиций начнётся лишь через несколько лет. И такой продукт будет на первых порах проигрывать по ценовой привлекательности не только «виски» на щепе, но и некоторым импортным брендам. Что явно подтолкнет многих к «эффективному» и быстрому способу производства.

Возможно есть генеральный план развития производства виски в России, где приняли решение, что сейчас разрешим на щепе, а завтра, когда производители научатся, то перейдем на классику. 

Но пример с российским коньяком не дает поводов сказать, что такой план правильный. Скорее это подтверждение наших опасений. Всем стало интересно только разливать коньяк, но не выращивать виноград, заниматься дистилляцией и выдержкой. ТОП 4 нашего рынка коньяка как живая иллюстрация. 

А может подумали, что хороший вариант – полки заполнит «виски» на щепе, вместо коньяка не знакомого с дубовыми бочками. А когда появится правильный стандарт по виски, то наверняка откроются новые горизонты с производством какого-то другого напитка ☺.

Так что мы хотим увидеть на полках? Качественные продукты или очередные имитации под наименование, но разрешённые ГОСТ?