Конечно, есть у меня места, обязательные к посещению в Москве. И это одно из них. Ваганьковское кладбище. Это как раз тот случай, когда "место встречи изменить нельзя" в буквальном смысле.
Теперь у меня есть и старое лицо Владимира Семеновича, и новое.
Боюсь, к этому лицу я не скоро привыкну. Не знаю, зачем это было нужно "семье", а скульптор удовлетворял свои амбиции:
«Это не новый вариант. Это, как вам сказать, то, что запрещалось сделать 38 лет назад. Сейчас посвободнее жизнь у нас, мы живем в новой стране. Поэтому я сделал так, как хотел тогда, но мне не разрешали» (А. Рукавишников)
Кладбище растет несмотря на все запреты. Теперь и сама могила, и памятник уже не бросаются в глаза с первого шага. Скоро там вообще автостоянка будет, должно быть, судя по количеству авто. Вообще странно видеть, как по аллеям кладбища разъезжают автомобили.
7 сентября 2003 г. - день, когда не стало матери Высоцкого, Нины Максимовны. Её похоронили рядом с сыном.
Отец Высоцкого похоронен дальше, рядом с безвременно ушедшей второй супругой. Почему-то раньше я не доходила до этого места:
Могила Высоцкого С.В. и Лихолатовой Е.С. нашлась на центральной аллее чуть не доходя колумбария. Расположена на самой кромке у асфальта. Сначала удивилась этому вкопанному металлическому листу, потом поняла, что это вынужденная мера защиты от автохамов - и грязь вся летит на надгробия, и наехать могут. Но вид портит, конечно.
У меня не было какой-то определенной цели обойти все могилы людей, так или иначе связанных с Владимиром Высоцким. Да и трудно там уже найти что-то, если не знать точное место или могила не находится прямо у дороги. В лабиринтах старых оградок можно просто заблудиться. Но волей или неволей, а несколько встреч состоялось.
Олег Даль
Между этими двумя актерами было нечто большее, чем дружба. Какая-то духовная связь, родство душ. Единственная совместная работа - фильм "Плохой хороший человек" (1972). Далее - редкие встречи. Но это к Высоцкому пришел Даль, когда ему было очень плохо. И это смерть Высоцкого стала для Олега страшным потрясением.
«Друзей у меня нет. Они у меня были. Влад Дворжецкий, Володя Высоцкий… Я чувствую, что они меня ждут…»
Леонид Филатов
Я выйду живым из огня,
А если погибну до срока,
Останется после меня
Дорога, дорога, дорога...
Михаил Глузский
Совместная работа в фильме А. Митты. В картине "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" М. Глузский сыграл роль шута Балакирева. Сыграл великолепно. Была там и совместная сцена, которой зритель не увидел:
"– И вот была сцена, в которой он застал совершенно другого шута. Не шута, а так... во всяком случае, вельможу, который сидел у себя дома и который ему объяснял, для чего существуют дураки при дворах... что только глупые люди или прикрывающиеся глупостью люди могут высказывать правду и суть того, что происходит в жизни... И что он, если бы он стал за него, так сказать, протежировать, то он был бы полным дураком! Потому что его бы выгнали бы тоже с того места, которое он занимает при дворе – роль дурака. Вот. И это было вырезано из картины.
...Это парная была сцена, потому что... Ну, была челядь, которая там при дворе находилась... Это, в общем, двор шута Балакирева. Он пришёл к нему, в его маленькое царство. Вот. Царство человека, который на людях дурак, а у себя в доме – маленький царёк, маленький вельможа". (Михаил Глузский. Интервью Л. Черняку)
Булат Окуджава
«...вскоре после окончания студии Художественного театра — молодым еще человеком — услышал пение Окуджавы, по-моему, это было в Ленинграде, во время съемок. Его песни произвели на меня удивительное впечатление не только своим содержанием, которое прекрасно, но и тем, что, оказывается, можно в такой вот манере излагать стихи. Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам. Стал делать, конечно, совсем по-другому, потому что я не могу, как Булат, — это совсем другое дело. Но все-таки я стал писать в этой манере именно потому, что это не песни — это стихи под гитару. Это делается для того, чтобы еще лучше воспринимался текст.
Вот только в этом смысле был у меня элемент подражания, а в других смыслах — нет. Никогда не подражал я ни Булату, ни другим ребятам, которые в то время писали. Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то соревнование. У нас с ним никаких соревнований нет. Я пишу очень разные песни, почти все они написаны от первого лица. Булат это делает реже, но я и не хочу сравнивать, скажу только, что отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю — и стихи его, и как он это делает, и вообще как личность, — это само собой. Он мой духовный отец и в этом смысле остается для меня самым светлым...»
Не знаю, метеорит ли это, но идея Марины Влади явно пригодилась здесь:
Валентин Плучек
Главный режиссёр Московского театра Сатиры, на 60-летнем юбилее которого Высоцкий исполнил песню:
В Москву я вылетаю из Одессы
На лучшем из воздушных кораблей.
Спешу не на пожар я и не на премьеру пьесы —
Спешу на долгожданный юбилей.
Мне надо — где сегодня юбиляр
И первый друг «Последнего парада».
В Париже — Жан Габен и Жан Вилляр,
Там Ив Монтан, но мне туда не надо.
Я долго за билетами скандалил,
Аэропорт поставил «на попа».
«Да кто он?» — говорят. Я им шепнул — и сразу дали:
Он постановщик «Бани» и «Клопа».
Мне надо — где «Женитьба Фигаро»,
В которой много режиссёрских штучек.
Я мог бы в «Моссовет» пройти двором,
Но мне не надо — мне туда, где Плучек.
Сегодня сдача пьесы на «Таганке»,
Но, видно, Вы волшебник или маг —
Сегодня две премьеры (значит в ВТО — две пьянки),
И всё же здесь такой переаншлаг.
Сегодня в цирке масса медведе́й,
И с цирком конкурирует эстрада,
Ещё по телевизору хоккей —
Там стон стоит, но мне туда не надо.
Я прилетел — меня не пропускают.
Я даже струсил — думаю: беда!
Вы знаете, бывает, и премьеры отменяют,
Но юбилеи, к счастью, никогда.
Я Ваш поклонник с некоторых пор,
И низкий Вам поклон за Вашу лиру,
За Ваш неувядаемый юмо́р
И вашу долголетнюю сатиру.
В. Плучек прожил долгую жизнь. Он умер в августе 2002 года, не дожив нескольких дней до своего 93-летия. В напечатанном в "Известиях" некрологе его назвали "легендой русского театра". (Цыбульский М. На юбилее Валентина Плучека)
До Андрея Миронова и Леонида Енгибарова в этот раз не дошла, каюсь. Есть зимние фото 2015 года...
А теперь несколько не совсем явных встреч.
Впервые Владимир Высоцкий и Иван Лапиков могли бы пересечься на съёмочной площадке "Андрея Рублева", но не случилось по известным причинам. Не знаю, встречались ли они на съёмках "Маленьких трагедий" в 1979 году? Иван Герасимович играл там священника в новелле "Пир во время чумы".
Не знаю, встречались ли Владимиры Высоцкий и Мигуля в реальной жизни, но в 1983 году на стихи А. Дементьева Мигуля написал и сам исполнил прекрасную песню памяти Владимира Высоцкого:
Теперь нет и самого Владимира Мигули...
На Ваганьковом горят сухие листья.
Купола блестят на солнце - больно глазу.
Приходи сюда и молча помолись ты,
Даже если не молился ты ни разу.
Облаков плывет небесная отара
Над сторожкой милицейскою унылой,
И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой.
Ветви черные раскачивают ветры
Над прозрачной неподвижною водою,
И ушедшие безвременно поэты
Улыбаются улыбкой молодою.
Их земля теперь связала воедино,
Опоила их, как водкою, дурманом.
Запах вянущих цветов и запах дыма -
Все проходит в этом мире безымянном.
На Ваганьковом горят сухие листья.
За стеной звенит трамвай из дальней дали.
Приходи сюда и молча помолись ты -
Это осень наступает не твоя ли?
(Александр Городницкий, 1980)
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.