Найти в Дзене
Появился Турист

Поездка в Монголию. День третий. Непростой путь через пустыню Алтан-Элс, добрались до Улаангома! 18.08.2017.

Стоит сделать необходимое дополнение ко всему, как это модно сейчас говорить, нарративу повествования. Одной из целей поездки, как я уже писал, было посещение места длительной командировки Георгича в начале 80-х прошлого столетия. Но была и вторая цель. А именно - увидеть озеро Хубсугул, которое называют младшим братом Байкала. И по моему оптимистичному (и крайне непродуманному, как показала практика, плану) мы должны были за один день доехать от Тэса до Мурэна, а оттуда уже почти рукой подать до озера. Проехать 600 км за сутки по монгольским дорогам не казалось мне какой-то уж слишком сложной задачей. Думал так: ну вот по нашим дорогам я максимум 1200 км в день одолевал, значит по монгольским не самым хорошим дорогам вдвое меньше - вроде нормально выглядит. Конечно же никак в графике у меня не значилось застревание в песках и потеря на этом целого дня. Мы ещё посидели с утра, как проснулись, пообсуждали немного, поговорили с приютившими нас монголами (вернее, тувинцами), которые конечно сказали прямо нам, что это нереально, и сделали разумный вывод, что Хубсугул останется на будущее, а сейчас надо сокращать путь и двигаться в сторону погранперехода Ташанта, ведущему из Монголии в Горный Алтай.

Вот так штрихом я показал, как мы должны были ехать к Хубсугулу. Жёлтая линия шоссе на карте не должна была вводить в заблуждение. Это НЕ дорога. Это просто колея дороги, а чаще всего петляющие между собой колеи дорог. Сейчас, кстати, не знаю. Монголия активно развивается, и я не удивлюсь, что там уже есть и асфальтированное покрытие. Но вроде бы пока всё же нет.
Вот так штрихом я показал, как мы должны были ехать к Хубсугулу. Жёлтая линия шоссе на карте не должна была вводить в заблуждение. Это НЕ дорога. Это просто колея дороги, а чаще всего петляющие между собой колеи дорог. Сейчас, кстати, не знаю. Монголия активно развивается, и я не удивлюсь, что там уже есть и асфальтированное покрытие. Но вроде бы пока всё же нет.
В общем, встав с утра и превосходно выспавшись (мне в этом плане вообще повезло, учитывая, что у меня было царское ложе), после коротких консультаций мы значительно порезали изначальный план. И правильно сделали, как показал дальнейший путь. Пока мы корпели над планом, сын и старший внук хозяина юрты спокойно и буднично забили барана. Это произошло быстро, практически бескровно и без предсмертных агоний. Раз - и всё.
В общем, встав с утра и превосходно выспавшись (мне в этом плане вообще повезло, учитывая, что у меня было царское ложе), после коротких консультаций мы значительно порезали изначальный план. И правильно сделали, как показал дальнейший путь. Пока мы корпели над планом, сын и старший внук хозяина юрты спокойно и буднично забили барана. Это произошло быстро, практически бескровно и без предсмертных агоний. Раз - и всё.
Очень скоро баранина была уже в варёном виде, и самый младший из жителей юрты бегал с крупной бараньей косточкой. Да, нелишним будет сказать, что вкуснее баранины, чем тогда, я не ел.
Очень скоро баранина была уже в варёном виде, и самый младший из жителей юрты бегал с крупной бараньей косточкой. Да, нелишним будет сказать, что вкуснее баранины, чем тогда, я не ел.
Поскольку мы уже никуда не торопились, решили посмотреть, как выглядит процесс разборки одной из юрт и погрузки в транспорт. После этого нас пообещали сопроводить в процессе пересечения пустыни. Мы как-то вообще воспряли духом.
Поскольку мы уже никуда не торопились, решили посмотреть, как выглядит процесс разборки одной из юрт и погрузки в транспорт. После этого нас пообещали сопроводить в процессе пересечения пустыни. Мы как-то вообще воспряли духом.
Через некоторое время мы активно включились в процесс погрузки элементов юрты в кузов УАЗика. Отдельно замечу, что это только может показаться, будто юрта - такое себе кочевое жильё. На самом деле у современных монголов в юртах есть почти всё: мебель, телевидение и даже интернет (многие ставят тарелки). Единственное, чего нет - это холодной/горячей воды, но и тут находятся решения из разряда быстровозводимого душа. А туалет - пожалуйста, вся пустыня в распоряжении! Как говорил Георгич, у них есть такая присказка: пойду, проведаю коня (их оставляют рядом с юртой), ну это означает мол в туалет за ближайший бархан. Так вот эту самую юрту со всеми удобствами, где пережидают и песчаные бури, и сильные морозы, на наших глазах (и с нашей скромной помощью) разобрали и погрузили в кузов УАЗика всего за два часа! Тут в цивилизации с уборкой одной комнаты порой возишься гораздо дольше, а разобрать вместительное жилище, рассчитанное на большую монгольскую семью...
Через некоторое время мы активно включились в процесс погрузки элементов юрты в кузов УАЗика. Отдельно замечу, что это только может показаться, будто юрта - такое себе кочевое жильё. На самом деле у современных монголов в юртах есть почти всё: мебель, телевидение и даже интернет (многие ставят тарелки). Единственное, чего нет - это холодной/горячей воды, но и тут находятся решения из разряда быстровозводимого душа. А туалет - пожалуйста, вся пустыня в распоряжении! Как говорил Георгич, у них есть такая присказка: пойду, проведаю коня (их оставляют рядом с юртой), ну это означает мол в туалет за ближайший бархан. Так вот эту самую юрту со всеми удобствами, где пережидают и песчаные бури, и сильные морозы, на наших глазах (и с нашей скромной помощью) разобрали и погрузили в кузов УАЗика всего за два часа! Тут в цивилизации с уборкой одной комнаты порой возишься гораздо дольше, а разобрать вместительное жилище, рассчитанное на большую монгольскую семью...
Итак, двинулись дальше через пустыню. Чувствую себя гораздо увереннее, чем вчера. Еду за головной машиной, но... очень скоро застреваю снова. Опытный ездок по пескам показал мне жестами, что не всегда в пустыне имеет смысл ехать след в след по накатанной колее. Лучше петлять по барханам влево-вправо. Дальше я примерно так и ехал.
Итак, двинулись дальше через пустыню. Чувствую себя гораздо увереннее, чем вчера. Еду за головной машиной, но... очень скоро застреваю снова. Опытный ездок по пескам показал мне жестами, что не всегда в пустыне имеет смысл ехать след в след по накатанной колее. Лучше петлять по барханам влево-вправо. Дальше я примерно так и ехал.
После очередного раскапывания сделали общее фото с участниками данного процесса. Да, кстати, надо сказать, что вёсла в пустыне оказались не случайно, а по причине того, что с собой у меня был надувной пакрафт, ну и вёсла к нему. Думал, где-то по дороге попробовать посплавляться в красивом месте. И... в некоторой степени мне это удалось сделать в посёлке Усьва на одноимённой реке, но об этом я расскажу отдельно, а сейчас возвращаюсь в пустыню Алтан-Элс.
После очередного раскапывания сделали общее фото с участниками данного процесса. Да, кстати, надо сказать, что вёсла в пустыне оказались не случайно, а по причине того, что с собой у меня был надувной пакрафт, ну и вёсла к нему. Думал, где-то по дороге попробовать посплавляться в красивом месте. И... в некоторой степени мне это удалось сделать в посёлке Усьва на одноимённой реке, но об этом я расскажу отдельно, а сейчас возвращаюсь в пустыню Алтан-Элс.
Поблизости от того места, где я в очередной раз застрял, мы увидели совсем леденящую душу картину. К сожалению, фото не передаёт объёмности... В общем, тут колея была очень и очень глубокой. Было ощущение, что здесь застряла грузовичка, которую потом вытягивали на буксире, вследствие чего остались прорытые траншеи в песке.
Поблизости от того места, где я в очередной раз застрял, мы увидели совсем леденящую душу картину. К сожалению, фото не передаёт объёмности... В общем, тут колея была очень и очень глубокой. Было ощущение, что здесь застряла грузовичка, которую потом вытягивали на буксире, вследствие чего остались прорытые траншеи в песке.

Дальше я уже не застревал. Мы (к моей величайшей непередаваемой радости) выехали из пустыни в такую уже полупустыню с более твёрдым покрытием. Пообнимались на прощание с монголами, которые нас и приютили, и накормили, и провели через пустыню, и даже научили ездить по пескам. Мне очень хотелось оставить им что-то на память. Я порылся в бардачке и нашёл там музыкальный компакт-диск группы Ива-Нова "Чемодан". Это такая народная музыка на современный лад. Они с благодарностью приняли. И мы разъехались. Потом уже через соцсети я написал группе о том, что их творчество теперь известно и в Монголии, мне откликнулась аккордеонистка группы Наталия Потапенко и пообещала возместить при случае эту вынужденную потерю)))

Мы были почти что счастливы, что теперь пустыня позади. Ничего нас теперь уже не ограничивает, и осталось делом времени доехать до Улаангома, который вообще-то большой по монгольским меркам город, центр этой провинции с аэропортом и т.д. Как вдруг... Примерно на южной оконечности озера Увс-Нуур мы столкнулись с препятствием, хуже которого не было, наверное, за всю поездку точно. Дорогу (условную дорогу) пересекало высохшее русло реки. Я вышел из машины, походил по этой новой песчаной западне и убедился, что такого глубокого и затягивающего песка не было даже в той пустыне, из которой мы только что выбрались и перекрестились. Объехать нельзя, по бокам песка было ещё больше. Чуть в стороне посреди этой мини-пустыни стоял застрявший грузовик, и, видимо, он стоял уже давно, поскольку водитель успел повытаскивать из кузова и позасовывать под колёса всё, что сгодилось бы для вызволения из песка. Завидев нас, он очень обрадовался, замахал руками и полез к себе за тросом. Я стал ему жестами объяснять, что помочь ну никак не смогу даже при очень большом желании, что машина у меня переднеприводная, я даже на твёрдой земле не смог бы выдернуть застрявший грузовик, чего уж говорить о песке, где сразу зароюсь ничуть не лучше этого бедолаги. Он меня слушал, смотрел на мои жесты, но, похоже, вообще не понимал. Я ему показывал, что вот мол, я даже сам попробую потолкать, но он только рукой махнул. Через некоторое время показались пара встречных УАЗиков. Они с огромным трудом, мотыляясь влево-вправо, преодолели всё же это препятствие и приготовились помогать выбраться грузовику. Я в этот момент порадовался за застрявшего монгола, ибо мой отказ ему в помощи как-то не очень вписывался в их концепцию помогать всегда и везде, не взирая на сложности. Пока УАЗики не отъехали (помогут и мне, наверное!), я решил не медлить и попробовать преодолеть песчаную реку, разогнавшись заранее и на максимально возможной скорости проскочить преграду. Она была где-то метров 150 шириной, и была одна неприятная особенность в виде небольшого подъёма в конце. Сильно разогнаться я не мог по причине того, что дорога всё же ухабистая, но из двух зол пришлось выбирать меньшее. Увидев, что я пошёл на разгон, экипаж двух УАЗиков и водитель застрявшего грузовика бросили свои дела и встали по бокам, наблюдая за этим шоу преодолевания песчаной преграды. Можно представить моё состояние. Я очень не хотел опять застревать, и воображение рисовало мне самую жуткую картину, что я захлёбываюсь в этом песке ровно посередине высохшего русла, куда уже и УАЗики может и подберутся, но вытягивать будет крайне проблематично даже для них. И вот: разгон, колёса врезаются в ухабы, внутри всё грохочет и трясётся, сумки, рюкзаки и прочие вещи летают. Машина выскакивает на песчаные дюны, первое время почти парит над ними, потом начинается ужас. Скорость падает на глазах, машину бросает в стороны, я пытаюсь рисовать диагонали, как меня буквально этим утром учил монгол, вылетаю на последний подъём, прохожу его чуть боком, чувствую, что на грани полного падения скорости и остановки и в какой-то момент всё же забираюсь на гребень последнего за эту поездку бархана. Выхожу из машины под аплодисменты окружающих и Георгича в первую очередь. Но и без аплодисментов я был просто на вершине самых своих лучших эмоций. Наверное, как Мюнхгаузен, который вытащил себя и коня из болота, дёрнув за собственные волосы.

К вечеру мы прибыли в Улаангом. Мне хотелось буквально падать и целовать асфальтированную дорогу!
К вечеру мы прибыли в Улаангом. Мне хотелось буквально падать и целовать асфальтированную дорогу!
Под конец нас ждало ещё одно испытание. Мы стали ездить по всем гостинцам Улаангома, и везде нам сообщали: мест нет. Тут на помощь пришло знание монгольского языка Георгичем. Он мило пообщался с леди в одном из отелей, она позвонила какой-то своей подруге и через минуту сообщила нам название отеля и адрес с обещанием, что там нас точно поселят! Через 15 минут мы с Георгичем уже уплетали самые вкусные буузы в жизни в ресторане этой гостиницы. Тяжёлый день был позади, мы как по волшебству перенеслись из песков в цивилизацию с интернетом, сантехникой и вкусной кухней.
Под конец нас ждало ещё одно испытание. Мы стали ездить по всем гостинцам Улаангома, и везде нам сообщали: мест нет. Тут на помощь пришло знание монгольского языка Георгичем. Он мило пообщался с леди в одном из отелей, она позвонила какой-то своей подруге и через минуту сообщила нам название отеля и адрес с обещанием, что там нас точно поселят! Через 15 минут мы с Георгичем уже уплетали самые вкусные буузы в жизни в ресторане этой гостиницы. Тяжёлый день был позади, мы как по волшебству перенеслись из песков в цивилизацию с интернетом, сантехникой и вкусной кухней.