Игр, ломающих четвертую стену*, много. И все их уже кто-то перечислил и неоднократно. Например, такие игры, как Deadpool изначально были созданы с целью ломать четвертую стену, так что только этого от них и ждут. Не говоря уже о проектах типа The Stanley Parable.
Подписывайся на канал. Нас уже 17000!
Но гораздо интереснее наблюдать слом четвертой стены, в играх, в которых ты этого вообще не ожидаешь и там этого вроде как и быть не должно!
*Разрушение четвертой стены в видеоиграх - это когда персонаж показывает, что он знает, что является персонажем, а не живым реальным существом или любые другие признаки того, что это игра, а не реальность.
Divinity Original Sin
Начну с великолепной игры, с которой началась большая популярность бельгийской Larian Studios. Сейчас я перепрохожу эту игру и особенно приятно про нее вспомнить. Также не могу не отметить гениальное музыкально сопровождение, написанное российским композитором Кириллом Покровским, который известен в России по выступлению в составе группы "Ария" на синтезаторе. К сожалению, музыка для Divinity Original Sin была последним, что успел сделать Кирилл Покровский. Он скончался от проблем с сердцем в год выхода игры, и об этом даже было сообщение на сайте Larian Studios.
Что касается разрушения четвертой стены в Divinity Original Sin, то оно неожиданное и забавное. В одном месте мы встречаем говорящие статуи. Эти статуи являются стражниками таинственной пещеры и защищают ее очень необычным способом. Всем, кто шатается вокруг пещеры, они обещают выполнить их желание, но на самом деле обманывают, да так, чтобы человек погиб. Одному бедняге они внушили, что он теперь умеет летать и он разбился, прыгнув со скалы.
Так вот, одна из этих четырех статуй развлекается чуть менее опасно: она обещает показать будущее любому желающему. И когда наши персонажи соглашаются посмотреть свое будущее (тут мы, разумеется, ждем, что нам может быть покажут какие-то будущие локации), то статуя показывает нам финальные титры игры!
The Elder Scrolls
Да, вы наверняка слышали про персонажа-пасхалук, ломающего четвертую стены в нескольких частях TES. Это каджит Майк Лжец, который в забавной и завуалированной форме объясняет недостатки и особенности игры. Но, во-первых, про него уже все знают, а во-вторых, в открытую Майк никогда не признается, что все знает.
Но в The Elder Scrolls IV Обливион есть конкретный слом, когда орк Рог дро'Торунг буквально говорит нашему персонажу:
А ты знаешь сколько вас здесь в Обливион играет, что - всем плати!
Super Mario 64
Так как игра была одной из первых игр в трехмерном пространстве от третьего лица, то разработчикам из Nintendo пришлось специально пойти на разрушение четвертой стены. В игре есть персонаж Лакиту - это личный оператор Марио, который летает за ним всю игру на облачке и снимает его камерой, висящей типа как на удочке. Персонаж был придуман, чтобы помочь игрокам адаптироваться к геймплею, когда нужно управлять не только персонажем, но и камерой.
Bioshock Infinite
Разрушение четвертой стены в этой игре не так однозначно и его очень непросто разглядеть. Если внимательно следить за сюжетом, то можно заметить в некоторых местах разделение между игроком и персонажем. В своей статье Bioshock Infinite is a Metacommentary on Game Narrative (Bioshock Infinite как метакомментарий об игровом нарративе) блогер Kevin Wong писал:
Исход эпизода с броском монетки в Bioshock Infinite не определяется случаем, он прописан разработчиками, и монетка всегда падает орлом.
Эпизод с монеткой представляется идеальным моментом, чтобы дать игроку возможность выбора, но Букер запрограммирован всегда ставить на орла.
Так что же, Букер — самостоятельная сущность, или его контролирует всемогущая сила по имени Игрок?
В своем философском размышлении автор приходит к выводу, что разработчики намеренно регулярно напоминают игроку, что он игрок, а персонажи, включая Букера, лишь NPC.
Batman: Arkham Asylum
Довольно злую шутку решили сыграть с игроками разработчики этого проекта. Хотя, честно скажу, сам я этого не помню, хотя полностью прошел игру на максимальной сложности. Но в интернете уже давно и с удовольствием описали ужасный эпизод, когда в игре имитируется зависание видеокарты. Многим геймерам знакомы ужасные симптомы, означающие, что ваша видеокарта находится на грани самоуничтожения: это характерные артефакты на экране и прерывание звука. Именно это происходит в игре в моменте, когда Бэтман попадает в кошмар, созданный Пугалом. Практически невозможно догадаться, что это лишь часть кошмара Бэтмена. Вот это реально страшно!