Стартовал школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Продлится он до конца первой четверти. Участвовать могут все желающие с 5 по 11 классы, а по русскому языку можно участвовать уже с 4 класса.
Олимпиада состоит из 4 этапов (школьный, муниципальный, региональный и заключительный) и проводится по 24 общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, иностранным языкам, информатике, физике, химии, биологии, экологии, географии, астрономии, литературе, истории, обществознанию, экономике, праву, мировой художественной культуре, физкультуре, технологии и ОБЖ.
Ну и как бонусом в конце победителя ждёт звание и почёт, а также поступление в вуз без особых проблем. А в некоторых регионах - неплохие премии. Кстати, дипломы победителей и призёров действуют 4 года.
Стоит ли участвовать в школьном этапе
Сложный вопрос и каждый должен решать сам, а не классный руководитель с мамой. Ведь не секрет, что есть одарённые дети в школе, которые могут принять участие в 7–8 олимпиадах, при этом показать не лучшие результаты.
Но сначала давайте вспомним главную цель всей олимпиады. А она заключается в том, чтобы выявить у школьников способности и интерес к научно-исследовательской деятельности, а также создать условия для поддержки одарённых детей. Но что происходит в школах: зачастую на муниципальный тур едут те, кто уже ранее выступал на олимпиаде. Такие ребята попросту пропускают школьный этап.
Так откуда возьмётся мотивация у остальных детей? И зачем ему стараться на школьном этапе, когда он уже знает, кто поедет на регион?
Но есть и обратная сторона медали. Для некоторых коллег выиграть школьный этап будет великим делом, ведь они могут получить неплохие стимулирующие, показать красивые дипломы на аттестации или быстрее получить почётную грамоту от главы округа на День учителя. Из-за этого, на школьный этап гонят как можно больше детей, не разбираясь в том, хорошо ли он знает предмет или нет или педагог пытается выдернуть только отличника на свой предмет.
«Наташа, ты же вроде неплохо знаешь историю и делала проект в прошлом году?». «Готовься, завтра идёшь на олимпиаду». Примерно так выглядит разговор учителя с одним из учеников 8 класса.
Отсюда возникает проблема и со списыванием. Обычно на олимпиаде сидят педагоги, которые далеки от проводимого предмета. И поэтому, они спокойно могут заниматься своими делами: проверять тетради или ковыряться в своём смартфоне. И не надо мне здесь писать про камеры.
В некоторых школах они давно уже не работают.
Стоит ли списывать или нет, решать также придётся каждому. Кто-то скажет, что это противоречит философии и далеко такой участник не пройдёт. И он будет прав, но кто-то просто плюнет на это, получит высшую оценку по предмету, пропустит 2–3 урока в этот день и будет счастлив.
У регионов денег нет
Вы замечали, что большинство заключительных этапов, включая международный уровень, выигрывает Москва или Санкт-Петербург? Всё просто, в этих городах создана система олимпиадной подготовки, а дети в шаговой доступности могут заниматься у лучших преподавателей и посещать лучшие лаборатории в вузах. Плюс у москвичей самые высокие премии, а значит, больше мотивации.
Но виноваты ли московские дети в этом? Конечно, нет. Но представьте, что найдётся уникум из сельской школы и довольно легко пройдёт школьный и муниципальный этап по физике или химии. Приедет на регион, а там его ждёт практическое задание на оборудовании, которое он видит в первый раз в своей жизни. Как ему быть?
Или пусть наш ребёнок выиграет и региональный этап, но на всероссийский не попадёт, так как местный департамент может выделить деньги на поездку только одному человеку. А это место уже занято школьников из областного лицея. И ведь это все не надуманные истории, а реальные ситуации из жизни. Благо, если с финансами в семье такого олимпиадника всё хорошо, то родители смогут организовать поездку, но если нет…
А ведь мы рассмотрели по верхам всего лишь два момента участия школьников во Всероссийской олимпиаде, а их, как вы понимаете, куда больше.
Пишите в комментариях, как в вашей школе проходит школьный этап Всероса и с какими трудностями сталкивались ваши дети на муниципальном или региональном уровнях.