Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Об истоках психоаналитической телесно-ориентированной терапии.

Современную телесно-ориентированную психоаналитическую терапию, представляют разные школы: бодинамика, биосинтез, хакоми и т.д. Вместе с тем, все они так или иначе восходят к исследованиям В. Райха, однако намеки на телесно-ориентированные техники мы встречаем и у учителя Райха - основателя психоанализа З. Фрейда.

Так интересные описания мы можем найти в произведении «Исследования истерии» (1895) написанном совместно со своим учителем Брейером. Еще неопытный Фрейд пишет в этом произведение важную главу, которая представляет клинический случай «Эмми фон Н.», который он ведет, и делится своим опытом, в том числе и опытом ошибок.

В целом создается впечатление, что атмосфера там была примерно такая же, как и сейчас, когда гипноз довольно актуален. В светской же культуре замена гипноза проявляется в распространенности медитативных практик.

-2

Телесно-ориентированная терапия и «Эмми фон Н.»

Случай, описываемый Фрейдом представляет собою тяжелую форму истерии, которую сопровождали в том невротические особенности.

…невропаты … отчасти же сознательно не желают иметь никакого понятия, чтобы не вспоминать, какова доля их собственной ответственности за произошедшее. Это влечет за собой определенную замкнутость ассоциаций, несовместимость с новыми аффектами.

Одной из изначальных причин такой замкнутости вероятно был случай, произошедший с «Эмми фон Н.» и описывающий важные психосоматические феномены, например вытеснение:

…мои братья и сестры часто подкидывали мне дохлых зверей, тогда со мной впервые и случился обморок с подергиваниями, но моя тетя сказала, что это отвратительно, что нельзя устраивать такие припадки, и с тех пор они прекратились. – «запирание» аффекта.

Процесс однако не исчез, но вытеснился на телесный уровень. Фрейд здесь употребляет термин «захват» (катексис), то есть эмоциональный и телесный компонент захватил определенное психическое представление. Тогда истинная причина, событие становятся не доступны сознательному восприятию.

Тогда возникает необходимость искать причинно–следственную связь психических феноменов используя другое содержание сознания (метафора, телесный образ) путем ассоциаций устанавливается связь с вытесненным в сознании комплексом представлений.

Определенное место в этом играли телесные интервенции, как метафора «контакта с вытесненной частью». Болезнь пациентки проявлялась в том числе в тяжелых онемениях конечностей и Фрейд, будучи доктором физиологии и соответственно физиотерапевтом, совершал телесные интервенции, то есть массаж.

На расспросы о том, что с ней стряслось, она отвечает, что ей было неудобно сидеть в короткой ванне и от этого у нее появились боли. Во время массажа пациентка начинает говорить о том, что она все же страдает… благодаря этому мне удается унять ее волнение (она перестает цокать языком, исчезает лицевая контрактура).

В приведенном выше эпизоде мы видим намеки на то, о чем Ван дер Колк будет писать в своей книги «Тело помнит всё», то есть есть про установление контакта между телесным и психическим. Всё это примечательно в рамках следующего:

Всякий раз, когда я делаю ей массаж… она успокаивается, начинает выражаться яснее и безо всякого гипноза догадывается о причинах своего обычного дурного настроения. Да и сама беседа, которую она ведет со мной во время массажа, не столь непреднамеренна, как может показаться с первого взгляда; в ней полностью воспроизводятся воспоминания и свежие впечатления, полученные ею со времени нашего последнего разговора…

То есть уже здесь намечаются некоторые техники телесно-ориентированной терапии, что так же находит отражение в следующем:

После смерти мужа она надолго утратила аппетит и принимала пищу только из чувства долга, вот тогда у нее и появились впервые боли в желудке. Я устраняю боли в желудке с помощью нескольких поглаживаний в надчревной области. Тут она неожиданно начинает говорить о том, что волнует ее больше всего: «Я сказала, что не любила малышку. Но я хочу добавить, что по моему обращению это было незаметно…

«Судороги затылочных мышц»

В тексте случая «Эмми фон Н.» мы сталкиваемся с рядом интересных особенностей. Если различные участки тела: ноги, руки, туловище поддавались воздействию телесной метафоры, то был один такой уровень, который вызывал определенные проблемы. В плане телесной феноменологии этот уровень В. Райх и А. Лоуэн будут называть глазным, челюстным сегментом.

-3

Фрейд, в свою очередь признается, что ему «не удается выяснить ровным счетом ничего о психическом значении «судорог затылочных мышц» (подразумеваются именно эти сегменты):

…появились и боли в руках одновременно с судорогами затылочных мышц. О «судорогах» мне известно лишь то, что им предшествовало странное беспокойство вкупе с дурным настроением, при котором затылок у нее «схватывает льдом», конечности коченеют и ноют от холода, она не может произнести ни слова и находится в полной прострации.

Однако он замечает, что:

Всякий раз, когда у госпожи Эмми появлялись судороги затылочных мышц, у нее наблюдалось и помрачение сознания (и здесь очень красивое символьное дополнение: «каковы прежде всегда начинались перед грозой»).

Важные исследования данной феноменологии будут произведены им позже и будут касаться невротических и шизофренических состояний. Однако на тот момент он заявляет, что:

…судороги затылочных мышц, которые представляются мне видоизмененными мигренями и которые, следовательно, надлежит причислить к органическим недомоганиям, а вовсе не к неврозам. Их постоянно сопровождают истерические симптомы, бредовое состояние… такое же ограничение сознания, как при травме, возникают галлюцинации и иллюзии… это состояние, заменяет у нее припадок, будучи его эквивалентом, чем–то вроде острого психоза.

То есть если, предыдущие телесные компоненты вписываются в невротическую защиту, то грубо говоря когда дело доходит до головы, то так проявляется понятие, которое Д. Боаделла назовет «шизо-истероидной динамикой», то есть уже включающей психотические и пограничные элементы способов лечения этого, кроме как электрошоком «фарадизацией» тогда еще не было придумано.

Итоги терапии

Сам Фрейд в примечаниях к случаю пишет:

«…ныне ни один аналитик не сможет удержаться от сочувственной улыбки при чтении этой истории болезни. Но стоит принимать во внимание, что то был первый в моей практике случай столь активного применения катартического метода.»

Однако если суммировать все описанное, то во многом это походит на то, что сейчас делают многие психологи: как дилетанты, так и профессионалы. Уже тогда наметилась проблематика анализа привязанности, переноса, об которые молодой ученый буквально «обжигается»:

Мое объяснение, очевидно, не произвело на нее ни малейшего впечатления, поскольку чуть позже мне впервые не удалось ввести ее в гипнотический транс, и по злобным взглядам, которые она на меня бросала, я догадался, что она полна возмущения и положение крайне серьезное. Я отказался от гипноза, сообщил, что даю ей сутки на размышление, дабы она уяснила, что живот у нее болит только от страха; по истечении этого срока я спрошу ее, полагает ли она по–прежнему, будто стакан минеральной воды и скромная трапеза могут вызвать восьмидневное расстройство желудка, и если она ответит утвердительно, то я попрошу ее уехать. Эта сценка резко контрастировала с нашими обычными дружескими отношениями.

И далее наблюдается развитие:

Мне показалось, что в состоянии гипноза она не расположена к разговору, и я уже тогда стал догадываться, что она опять старается не попасть под мое влияние, а затруднения с железной дорогой объясняются тайным намерением предотвратить очередную поездку в Вену.

И далее довольно комичным образом Фрейд рассказывает:

Несколько лет спустя на собрании естествоиспытателей я повстречал выдающегося врача, соотечественника госпожи «Эмми фон Н.», у которого осведомился, знаком ли он с этой дамой и наслышан ли о ее самочувствии. Да, он знаком с ней и сам лечил ее с помощью гипноза, она разыграла с ним, да и со многими другими врачами, такой же спектакль, что и со мной. На лечение к нему она поступила в жалком состоянии, гипнотическое ее лечение было невероятно успешным, а затем она неожиданно рассорилась с врачом, оставила его и у нее снова обострились все симптомы болезни.

Это актуально и в наше время и выражается в том, что клиенты могут бегать от одного психолога к другому, а так же в том, что клиенты посредством медитативных техник, гипноза, телесно-ориентированных техник зачастую не решают проблемы, а бегут от них, временно «компенсируются», что в принципе тоже неплохо, потому что в таком случает действительно получается добиться терапевтического успеха заметного, однако не стойкого (что мы можем наблюдать на тех же самых МАК)

Выводом будет то, что не включая работу на уровне анализа отношений, то есть инструментально не формируется терапевтическая диада, путем присваивания опыта которой единственно и происходит излечение.

Литература:

И. Брейер, З. Фрейд. Исследования истерии (1895).

Д. Боаделла. Стресс и структура характера.

Д. Боаделла. Вдохновение и воплощение.

Автор: Шишов Максим Сергеевич
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru