Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Демосфен", который не совсем "Демосфен", или разбор собственных неточностей.

Я конечно понимаю, что в сети не принято признавать ошибки, но начну с того, что покаюсь в не совсем корректной информации. Рассказывая биографию лауреата Сталинской премии, «сухого» (без защиты диссертации) доктора наук, главного конструктора крейсеров 26-го и 68-го проектов А.И.Маслова, я, написал: «… В 1916 году под его руководством были построены три заградителя типа «Демосфен» и десять сторожевых кораблей типа «Кобчик»». Ну, уж простите, слишком доверчиво отнесся к «общеизвестной» информации. А, потому, привожу корректные данные.

Начну с «Демосфена», который не совсем «Демосфен», а скорее «Припять», не строил А.И.Маслов этот корабль, и кораблей было не три. В общем, так…

Жил, да был дизельный речной буксир, построенный в 1902 году (по другим данным, в 1914-м) на заводе «Нижегородский пароход». Водоизмещение его было 350 тонн, длина 47 метров, мощность 500 «лошадей», скорость 11 узлов. Буксир честно трудился на Волге, пока, внезапно, на втором году Первой Мировой Русский Императорский флот стал испытывать нужду в мелкосидящих сетевых заградителях. В разгар первой мировой войны, в 1916 г., участились случаи появления в Финском и Рижском заливах немецких подводных лодок несмотря на минные и сетевые заграждения Передовой, Центральной и Ирбенской позиций. Это обстоятельство вынудило командующего Балтийским флотом поставить вопрос о срочном увеличении судов дивизиона сетевых заградителей. Для этой цели Особое совещание при Совете Министров 15 октября того же 1916г. разрешило Морскому министерству купить или заказать 13 «мелкосидящих» теплоходов.

-2

Тут-то и пригодился этот труженик, с осадкой 1,68 метра, которого 02.03.1916 года купили, перевели по «внутренним водным путям» (Мариининская водная система, ныне Волго-Балт) на Балтику, после чего, переоборудовали в сетевой заградитель, и нарекли «Припятью».

Дальше идут опять расхождения. По одной версии, он получил два 75-мм орудия Канэ, по другой, два 102/60 орудия ОСЗ (последнее, судя по фото, ближе к правде). Кроме того, на нем стоял 40-мм автомат Максима и два пулемета, а еще он, брал он на борт до 65 мин образца 1912 года. Получился достаточно приличный боевой корабль. Вступил в строй летом 1916 г. Служил на Балтике. В апреле 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.С 6.10.1918 г. перечислен в состав Астрахано-Каспийской флотилии. С 7.04.1919 г. снова стал «Демосфеном». 21.05.1919 г. был затоплен экипажем в Тюб Караганском заливе Каспийского моря вследствие полученных в бою повреждений. Позже поднят, отремонтирован и плавал на Каспии как грузопассажирский теплоход в составе КАСПАР. Сдан на слом в конце 30-х годов. Интересный корабль, с интересной судьбой, но к его строительству А.И.Маслов отношения не имел. Зато, он имел отношение к его «братьям» (или сестрам). Проект оказался удачным, и в 1916 г. четырем заводам был выдан заказ на постройку еще 8 судов для БФ. Правда, ни одно из них на Балтику не попало. И достроили их не все. 26 октября кораблестроительный отдел Главного управления кораблестроения (ГУК) выдал Коломенскому заводу наряд на строительство двух теплоходов стоимостью по 450 тыс. руб. и со сроком сдачи — конец августа 1917 г. Вот на них-то и стояли 75-мм пушки Канэ (102-мм оказались тяжеловаты, да и был дефицит орудий этого калибра). Правление завода представило в ГУК чертежи заградителей 3 января 1917 г. Через десять дней они были утверждены с некоторыми незначительными изменениями, в основном касавшимися компоновки помещений и удобства обслуживания орудий, под которые, например, устанавливались площадки для комендоров диаметром 2,74 м. Для ускорения подачи снарядов погреба боезапаса располагались непосредственно под пушками. Кроме того, пулеметы перенесли на крылья мостика, а для размещения радиотелеграфа изменили планировку офицерских помещений. А, вот этими кораблями, как раз, и занимался А.И.Маслов. Начнем с двух кораблей, судьбы которых были схожими.

«Кубань»

Построен на Коломенском механическом заводе по образцу «Припяти/Демосфена». Заложен весной 1917 г. Спущен на воду осенью 1917 г., и вступил в строй 27.08.1918 г., войдя в состав Волжской военной флотилии.

«Терек»

Спущен осенью 1917 г. В 09.1918 г. вст. в строй в составе Волжской военной флотилии.

1918 г. штаб Волжской военной флотилии принял решение организовать три группы кораблей с артиллерией 102- и 120-мм калибра. В частности, на «Кубань» и «Терек» предполагалось установить по две 102-мм пушки, это требовало значительных корпусных работ и повлекло за собой отказ от использования этих судов в качестве минных заградителей. 7 февраля 1919 г. «Кубань» и «Терек» перевели в класс канонерских лодок.

Во время зимовки в Молитов-ском затоне корпусные работы выполнял завод «Добровых и Наб-гольц», а ремонтом механизмов занимался завод «Фельзер».

3 декабря 1918 г. на заградителе «Кубань» из-за низкой температуры воздуха и малого давления пара в неисправном котле лопнули рубашки охлаждения цилиндров и семь крышек горловин рубашек охлаждения. Через месяц началась разборка главных механизмов и их ремонт. Завод «Добровых и Набгольц» демонтировал 75-мм пушки, установил шесть пулеметных стоек, усилил подкрепления под орудия и у носовой пушки оборудовал откидные площадки. Аналогичные работы велись и на «Тереке».

1919 г. возник вопрос об установке артиллерии. Из-за отсутствия 102-мм орудий решили установить на корме 75-мм, а на носу — по одной 102-мм пушке, снятых с канонерской лодки «Ваня-коммунист». Однако 75-мм орудий получить не удалось, и в результате «Кубань» и «Терек» оказались вооруженными лишь 102-мм пушкой на носу.

28 апреля, как только прошел лед, корабли Волжской военной флотилии начали боевые действия.

Далее цитирую статью И.И.Черникова, посвященную этим двум кораблям:

«14 мая произошла короткая стычка с кораблями противника, пытавшимися прорваться на р. Вятку, но вынужденными отступить вверх по Каме. Далее корабли Волжской военной флотилии обеспечивали десантные операции по правому берегу Камы, благодаря чему 28-я дивизия успешно форсировала Вятку и заняла Свиные Горы. Так как белогвардейская флотилия больше не появлялась, 24 мая «Кубань», «Терек», а также «Рошаль» получили задачу углубиться в тыл противника и обстрелять г. Елабугу. Внезапный бой, произошедший там с семью канонерскими лодками и одной плавбатареей противника, продемонстрировал явное артиллерийское превосходство последнего на коротких дистанциях. Желая использовать преимущество в дальнобойности 102-мм пушек, корабли развернулись и начали отходить. При этом на огонь противника могла отвечать только кормовая 102-мм пушка «Рошаля». Вскоре «Терек» получил попадание в машину и выбросился на берег. Белогвардейцы перенесли огонь на «Рошаль», который также выбросился на берег; 26 мая они сняли «Терек» с мели, а затем затопили его. 31 июля 1919 г. «Кубань» вошла в состав Волжско-Каспийской флотилии. В период с 7 по 20 сентября на корабле был проведен необходимый ремонт. 5 июля 1920 г. он вошел в состав Морских сил Каспийского моря, а 6 сентября того же года был разоружен и передан в распоряжение Нижегородской базы Морских сил Каспийского моря. На следующий год «Кубань» занималась тралением в Каспийском море, а 31 мая 1922 г. была сдана в Кронштадтский порт на хранение. 3 октября 1923 г. корабль разоружили и передали в народное хозяйство».

На том биография «Кубани» не закончилась. С 3.10.1923 г. это буксир Госрыбпрома. В 1941 – 42 гг. канонерская лодка Каспийской флотилии, с 9.03.1942 г. снова буксир. В 50-е годы корабль был сдан на слом.

«Демосфен» плюс «Кубань» плюс «Терек», получается, действительно, три. Но это еще не все. Был и еще один корабль этого проекта.

«Индигирка»

Построен на заводе «Нижегородский теплоход» по образцу «Припяти/Демосфена». Спущен в 09.1917 г., вступил в строй 1.02.1919 г. в качестве канонерской лодки Волжской военной флотилии. С 5.07.1920 г. в составе Каспийской флотилии. С 24.05.1921 г. тральщик Б.Ф. «Лейтенант Шмидт». С 3.10.1923 г. буксир Госрыбпрома. Разобран на металл в 1966 году.

Остальным кораблям повезло меньше. «Исеть» и «Селенга» строились на Нижегородском заводе, и, по официальной версии они были разобраны на металл, но это не совсем так. Они были перестроены в несамоходные баржи. Остальные корабли, по этому проекту, действительно достроить не смогли.

С «Демосфенами» разобрались, а, по «Кобчикам» история еще интереснее (но о них отдельная история).