Недавно я рассказывала про Александра Линевского и написанную им по итогам его же этнографических экспедиций книгу "Листы каменной книги". Книга - для детей, но с научной основой. Событие происходили на обширной территории, пролегающей от Онежского озера до Белого моря, в каменном веке. Там был упомянут момент инициации мальчиков, которая должна была их превратить в мужчин, охотников.
Традиция эта древнейшая и в некоторых племенах она сохраняется до сих пор. Хотя, в широком смысле, наверное, инициацией можно назвать какие-то моменты, происходящие в жизни парней 18-20 лет и в наше время.
По книге мальчик, которому суждено быть колдуном не мог участвовать в этом обряде, но он решил его подсмотреть.
"Но вот в лагере опять забили колотушками по бубну, так быстро и весело, что Льоку захотелось прыгать и плясать. Распахнулись ворота, и выбежали люди. Сначала Льок никого не мог узнать — лица у всех были закрыты, у одних полоской бересты, у других куском меха, однако, присмотревшись, он догадался, что впереди шел Кремень. Хотя его лицо было окутано шкурой, содранной с головы медведя, длинные могучие руки и широкие плечи выдавали Главного охотника. Он держал за руку низкорослого Тибу, совсем голого и окровавленного.
"Тибу молодец! — одобрительно подумал Льок. — Он ни разу не крикнул".
Из этой книжки я впервые в жизни узнала об этом удивительном обряде.
Там не раскрывались подробности истязаний инициируемых парней, но в реальности они были страшными и кровавыми, и нанесение ран, и втирание в них перца, и обрезание, и подвешивание на крюки, с срезание полос кожи, и многое другое: натуральные пытки.
Но в чем практический смысл этих увечий? Есть, оказывается, такие версии, изложенные в публикации Проппа В.Я. Исторические корни волшебной сказки, 1946:
"На вопрос о смысле этих жестокостей исследователи отвечают, что эти действия должны были приучить к абсолютному послушанию старшим, что здесь получали закалку будущие воины и т. д.
Сами туземцы объясняют их иногда желанием уменьшить население, так как в результате этих "посвящений" известный процент детей погибал. Все эти объяснения кажутся мало убедительными...".
Но есть и такой вариант, что эти жестокости должны были, так сказать, "отшибить ум".
"Продолжаясь очень долго (иногда неделями), сопровождаясь голодом, жаждой, темнотой, ужасом, они должны были вызвать то состояние, которое посвящаемый считал смертью. Они вызывали временное сумасшествие (чему способствовало принятие различных ядовитых напитков), так что посвящаемый забывал все на свете. У него отшибало память настолько, что после своего возвращения он забывал свое имя, не узнавал родителей и т. д. и, может быть, вполне верил, когда ему говорили, что он умер и вернулся новым, другим человеком".
Получается, по сути это была виртуальная смерть и переход в новое состояние (вплоть до потери памяти, что поражает), а иногда и вполне реальная.