Найти в Дзене

Готовимся к ВПР. Фонетический разбор: что нужно знать и как выполнить (+практика).

Оглавление

Трудности с фонетическим разбором? Не понимаешь, что за парные и непарные? Тогда читай эту статью и выполняй задания. А в комментариях пиши о своих результатах и оставшихся вопросах!

Теория

Чтобы выполнить фонетический разбор, нужно ответить на четыре вопроса:

Что такое звуки и буквы?

На какие группы делятся звуки?

Как выполнить транскрипцию слова?

Как оформить фонетический разбор?

I. Отличить звук от буквы просто. Звук - это то, что мы слышим. Буква - это то, что мы пишем.

На письме звуки оформляются следующим образом: [а], [б]; [в'], если звук мягкий; [у́], если звук ударный.

II. Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки произносятся без препятствий: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Они бывают ударными и безударными.

Согласные встречают препятствия и делятся на подгруппы.

1. Звонкие и глухие

-2

2. Твердые и мягкие

-3

Если ты внимательно изучил таблицы, то заметил, что звуки в каждом столбике разделены на две группы. Дело в том, что согласные звуки могут быть парными или непарными.

Что это значит?

Поработаем со звуком [б]. Он звонкий. Но при произношении слова очень часто звук [б] может чередоваться со звуком [п].

Сравни: [б]ольшой и ду[п]. Буква в обоих случаях одна, но звук разный. Таким образом появляется пара из звуков [б] и [п]. То есть они парные по звонкости/глухости, так как [б] - звонкий, а [п] - глухой.

Получается, что звук [б] не просто звонкий, он звонкий парный.

Посмотри на вторую таблицу. В ней звук [б] показан как твердый.

Но на письме он часто чередуется с мягким звуком [б’].

Сравни: [б]ольшой и [б’]еленький.

Получается, что эти звуки парные по твердости/мягкости.

И звук [б] не просто твердый, он твердый парный.

Теперь все соединим:

[б] - согласный, звонкий парный, твердый парный

Дополним таблицы:

Выделяется группа звонких звуков: [л], [м], [н], [р], [й]. Они называются сонорными. Более подробно я писал о них в другой статье.

Запомнить их очень просто. Произнесите слово - ЛаМиНаРиЙ. Все согласные в этом слове - сонорные.

Образец

Итак, мы ответили на два вопроса из начала статьи. Теперь займемся оставшимися двумя.

Начнем с транскрипции.

Поработаем со словом "помощь".

В нем 6 букв. Но произносим мы 5 звуков.

Звук [п] твердый.

Первая О ударная.

Звук [м] твердый.

Вторая О слышится как [а] - безударная.

Звук [щ'] - мягкий.

Ь не слышен.

Теперь можно оформить транскрипцию. Она заключается в квадратные скобки. В ней пишем именно то, что слышим. То есть звуки.

Обязательно указываем ударение и мягкость. Иначе легко потеряешь баллы.

Помощь - [по́мащ']

Осталось соединить полученные знания и оформить фонетический разбор. Следуй по плану:

1. Запиши слово, количество слогов и транскрипцию.

по/мощь - 2 слога [по́мащ']

2. Выпиши в столбик все буквы в слове и звуки, которые они обозначают. Не забывай про ударение и мягкость.

п - [п]

о - [о́]

м - [м]

о - [а]

щ - [щ']

ь - [звука не обозначает]

3. У каждого звука укажи - гласный он или согласный.

п - [п] - согл.

о - [о́] - глас.

м - [м] - согл.

о - [а] - глас.

щ - [щ'] - согл.

ь - [звука не обозначает]

4. У гласных звуков укажи ударные они или безударные.
У согласных - звонкие/ глухие (парные или непарные), твердые/мягкие (парные или непарные).
Если звук сонорный, это тоже нужно записать.

п - [п] - согл., глух. парн., тверд. парный

о - [о́] - глас., ударн.

м - [м] - согл., звонк. непарн., сонорный, тверд. парный

о - [а] - глас., безуд.

щ - [щ'] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.

ь - [звука не обозначает]

5. Проведи черту и напиши количество звуков и букв.

п - [п] - согл., глух. парн., тверд. парный

о - [о́] - глас., ударн.

м - [м] - согл., звонк. непарн., сонорный, тверд. парный

о - [а] - глас., безуд.

щ - [щ'] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.

ь - [звука не обозначает]

__________________________________

6 букв, 5 звуков

У нас получится такой образец фонетического разбора:

по/мощь - 2 слога [по́мащ']

п - [п] - согл., глух. парн., тверд. парный

о - [о́] - глас., ударн.

м - [м] - согл., звонк. непарн., сонорный, тверд. парный

о - [а] - глас., безуд.

щ - [щ'] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.

ь - [звука не обозначает]

__________________________________

6 букв, 5 звуков

-6

***

Подозреваю, что основная проблема состоит в том, что не всегда после каждого признака у согласного звука указываешь парный он или непарный. Поэтому очень важно тебе выучить таблицу и не торопиться при выполнении задания.

Отдельного внимания заслуживают сонорные звуки. Их нужно выучить и указывать при фонетическом разборе.

Трудные случаи

1. Звука [е] - не существует, пишем [э].

2. Гласные буквы могут обозначать два звука:

е - [йэ]

ё - [йо]

ю - [йу]

я - [йа]

Это происходит, если буквы стоят в начале слова, после гласных или после Ъ или Ь: яблоко, заявка, вьюнок.

3. Сочетание букв тс и тьс с глаголах обозначает один звук [ц]: хвастаться [хва́стаца].

Практикум

Предлагаю разобрать три слова. Каждое сложнее предыдущего. В комментариях можешь написать, что у тебя получилось. Я обязательно посмотрю и помогу в исправлении ошибок.

Уверен, что теперь ты лучше справляешься с этим заданием. Если остались вопросы, пиши в комментариях. Обязательно помогу!

Ставь лайк и подписывайся на канал!