Трудности с фонетическим разбором? Не понимаешь, что за парные и непарные? Тогда читай эту статью и выполняй задания. А в комментариях пиши о своих результатах и оставшихся вопросах!
Теория
Чтобы выполнить фонетический разбор, нужно ответить на четыре вопроса:
Что такое звуки и буквы?
На какие группы делятся звуки?
Как выполнить транскрипцию слова?
Как оформить фонетический разбор?
I. Отличить звук от буквы просто. Звук - это то, что мы слышим. Буква - это то, что мы пишем.
На письме звуки оформляются следующим образом: [а], [б]; [в'], если звук мягкий; [у́], если звук ударный.
II. Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки произносятся без препятствий: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Они бывают ударными и безударными.
Согласные встречают препятствия и делятся на подгруппы.
1. Звонкие и глухие
2. Твердые и мягкие
Если ты внимательно изучил таблицы, то заметил, что звуки в каждом столбике разделены на две группы. Дело в том, что согласные звуки могут быть парными или непарными.
Что это значит?
Поработаем со звуком [б]. Он звонкий. Но при произношении слова очень часто звук [б] может чередоваться со звуком [п].
Сравни: [б]ольшой и ду[п]. Буква в обоих случаях одна, но звук разный. Таким образом появляется пара из звуков [б] и [п]. То есть они парные по звонкости/глухости, так как [б] - звонкий, а [п] - глухой.
Получается, что звук [б] не просто звонкий, он звонкий парный.
Посмотри на вторую таблицу. В ней звук [б] показан как твердый.
Но на письме он часто чередуется с мягким звуком [б’].
Сравни: [б]ольшой и [б’]еленький.
Получается, что эти звуки парные по твердости/мягкости.
И звук [б] не просто твердый, он твердый парный.
Теперь все соединим:
[б] - согласный, звонкий парный, твердый парный
Дополним таблицы:
Выделяется группа звонких звуков: [л], [м], [н], [р], [й]. Они называются сонорными. Более подробно я писал о них в другой статье.
Запомнить их очень просто. Произнесите слово - ЛаМиНаРиЙ. Все согласные в этом слове - сонорные.
Образец
Итак, мы ответили на два вопроса из начала статьи. Теперь займемся оставшимися двумя.
Начнем с транскрипции.
Поработаем со словом "помощь".
В нем 6 букв. Но произносим мы 5 звуков.
Звук [п] твердый.
Первая О ударная.
Звук [м] твердый.
Вторая О слышится как [а] - безударная.
Звук [щ'] - мягкий.
Ь не слышен.
Теперь можно оформить транскрипцию. Она заключается в квадратные скобки. В ней пишем именно то, что слышим. То есть звуки.
Обязательно указываем ударение и мягкость. Иначе легко потеряешь баллы.
Помощь - [по́мащ']
Осталось соединить полученные знания и оформить фонетический разбор. Следуй по плану:
1. Запиши слово, количество слогов и транскрипцию.
по/мощь - 2 слога [по́мащ']
2. Выпиши в столбик все буквы в слове и звуки, которые они обозначают. Не забывай про ударение и мягкость.
п - [п]
о - [о́]
м - [м]
о - [а]
щ - [щ']
ь - [звука не обозначает]
3. У каждого звука укажи - гласный он или согласный.
п - [п] - согл.
о - [о́] - глас.
м - [м] - согл.
о - [а] - глас.
щ - [щ'] - согл.
ь - [звука не обозначает]
4. У гласных звуков укажи ударные они или безударные.
У согласных - звонкие/ глухие (парные или непарные), твердые/мягкие (парные или непарные).
Если звук сонорный, это тоже нужно записать.
п - [п] - согл., глух. парн., тверд. парный
о - [о́] - глас., ударн.
м - [м] - согл., звонк. непарн., сонорный, тверд. парный
о - [а] - глас., безуд.
щ - [щ'] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь - [звука не обозначает]
5. Проведи черту и напиши количество звуков и букв.
п - [п] - согл., глух. парн., тверд. парный
о - [о́] - глас., ударн.
м - [м] - согл., звонк. непарн., сонорный, тверд. парный
о - [а] - глас., безуд.
щ - [щ'] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь - [звука не обозначает]
__________________________________
6 букв, 5 звуков
У нас получится такой образец фонетического разбора:
по/мощь - 2 слога [по́мащ']
п - [п] - согл., глух. парн., тверд. парный
о - [о́] - глас., ударн.
м - [м] - согл., звонк. непарн., сонорный, тверд. парный
о - [а] - глас., безуд.
щ - [щ'] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь - [звука не обозначает]
__________________________________
6 букв, 5 звуков
***
Подозреваю, что основная проблема состоит в том, что не всегда после каждого признака у согласного звука указываешь парный он или непарный. Поэтому очень важно тебе выучить таблицу и не торопиться при выполнении задания.
Отдельного внимания заслуживают сонорные звуки. Их нужно выучить и указывать при фонетическом разборе.
Трудные случаи
1. Звука [е] - не существует, пишем [э].
2. Гласные буквы могут обозначать два звука:
е - [йэ]
ё - [йо]
ю - [йу]
я - [йа]
Это происходит, если буквы стоят в начале слова, после гласных или после Ъ или Ь: яблоко, заявка, вьюнок.
3. Сочетание букв тс и тьс с глаголах обозначает один звук [ц]: хвастаться [хва́стаца].
Практикум
Предлагаю разобрать три слова. Каждое сложнее предыдущего. В комментариях можешь написать, что у тебя получилось. Я обязательно посмотрю и помогу в исправлении ошибок.
Уверен, что теперь ты лучше справляешься с этим заданием. Если остались вопросы, пиши в комментариях. Обязательно помогу!
Ставь лайк и подписывайся на канал!