В глазах многих, завод АвтоВАЗ всегда был синонимом легковых автомобилей. Однако, как говорят, бывает и так, что "верхушка айсберга" оказывается лишь малой частью всей истории. Вспоминаем, какой удивительный проект спрятался за стенами этого завода.
1. Тайны "Реки": Живописная маскировка и военное призвание
Может, вы слышали об амфибии под названием "Река", но для широкой публики она скрывалась под более скучным индексом ВАЗ-2122. Это транспортное чудо замаскировали, как обычный внедорожник для охотников и рыболовов. Зачем? Вероятно, чтобы скрыть истинное предназначение этой "игрушки" от обычных граждан.
2. Битва за независимость: Виктор Поляков против Владимира Соловьева
В начале пути проекта "Река" руководитель завода, Виктор Поляков, стоял на защите заводской независимости, не желая передавать ее в руки военно-промышленного комплекса. Но главный конструктор АвтоВАЗа, Владимир Соловьев, имел свое видение. Его интересовали американские военные джипы и их успешное применение в военных конфликтах. Вероятно, именно он двигал проект "Река".
3. Долгая дорога к успеху: 11 лет терпеливого труда
С 1976 года начали появляться первые прототипы амфибий, и, хотя военные сначала считали "Реку" обычным внедорожником, вскоре решили, что автомобиль должен быть способен плавать. Проект затянулся на целых 11 лет, но стоило это того. ВАЗ-2122 оставался экспериментом, несмотря на создание более обыденных моделей, таких как "Жигули" и "Спутники".
4. Путь к массовому производству: Шесть моделей амфибий
Инженеры разработали шесть разных моделей амфибий, каждая из которых внесла свой вклад в проект и приблизила "Реку" к массовому производству. Раздаточную коробку и механическую коробку передач защитили специальным кожухом от влаги, а капот сделали герметичным. Это позволяло автомобилю мгновенно переходить к плаванию.
5. Технические характеристики и испытания: Секрет успеха "Реки"
Грузоподъемность автомобиля составляла всего 360 килограммов, а вмещал он 80 литров топлива. Расход топлива составлял 10 литров на 100 километров на суше и 25 литров в час на воде. "Река" прошла серьезные испытания: ее сбрасывали с парашютом, отправляли в различные климатические и топографические зоны. Прототип успешно справлялся с каждым испытанием.
6. Скользкая дорога к массовому производству и незавершенный финал
Казалось бы, дорога к серийному производству была проложена, но, как обычно, деньги стали преградой. Для продолжения проекта требовалось несколько миллионов рублей, которые военные заказчики не смогли предоставить, оставив заводу долг в полумиллиона.
И так, десятилетний труд превратился в музейные экспонаты — 27 амфибий. Так завершилась история "Реки", незавершенного проекта, оставившего после себя лишь воспоминания о потерянных возможностях.