Найти тему
Владимир Шилов

Цифровому государству быть!

Не соскочить
Не соскочить

Только не надо бить меня моим же аргументом, мол, вначале было Слово, а в конце должна быть цифра, точнее число, ещё точнее 666, а уж окончательно точно 0,666 (67% зла, по отношению к добру, точка невозврата). 

Всё знаю, но, это совсем разные вещи, разные цифры, хотя опасность, несомненно, есть. Во всяком случае, на сегодня, цифровизация это способ снизить скорость роста энтропии. А будущие проблемы будем решать, по мере поступления. 

Сегодня же я вспомнил историю несбывшейся цифровизации, точнее - история о том, как спустить в унитаз социальную программу, на долгие годы. Напомнило же мне далëкий 2005-й недавнее хождение по поликлиникам. Вообще, социалка и медицина, в частности, это такая непаханная целина, о которой можно тома исследований писать, а не статейку в Дзене. Я же коснусь именно того памятного закона о монетизации льгот, потому как прямой участник. 

Если не ошибаюсь, формально, это было при премьерстве Фрадкова, хотя, вряд ли за год его правления успели бы подготовить такую авантюру. Скорее всего, там и предшественники, Касьянов с Христенко, руку приложили. А вот министром здравоохоанения и социального развития, то есть главным исполнителем был Михаил Зурабов. Не могу спокойно даже печатать эти буквы, настолько он был некомпетентен. Или, наоборот, компетентен, но задачи перед ним стояли не те, что озвучены. 

Если кто не помнит, то "монетизация льгот" была событием, спровоцировавшим последние, очень надеюсь, протестные беспорядки в России. Хомячки и даже белоленточники - щенки, по сравнению с советскими ещё пенсионерами. Кстати, раз уж их власть тогда тупо послала в эротическое путешествие, навальнышам можно было бы понять, что вообще ничего не светит. 

Итак, что было? Ельцин, при всей его многогранности, в 90-е не уменьшил количество льготных выплат, а наоборот, в разы увеличил. Видимо осознавал в какой ад затаскивают страну и подстилал соломку. Количество льготных категорий выросло в разы. Я помню, что при нëм выплаты задерживали, не надо морщить носик. Я не об этом. 

Когда Россия стала вставать с колен, возникла необходимость избавляться от балласта, излишних нагрузок на бюджет, опасность социального взрыва осталась в прошлом. При этом, никто не собирался нарушать Конституцию, оставлять народ без социальной поддержки. Надо было лишь привести всё в порядок, к одному знаменателю, сократив то, что государство сможет сократить. 

Пошли по самому простому пути. Льготы на ЖКХ и общественный транспорт, отдельным категориям граждан отменили, остальным монетизировали силой. С льготными же жизненноважными лекарствами, ведомство Зурабова поступило иначе. Людям навязчиво рекомендовали монетизировать самим. Написать отказ и получить, взамен сумму, твëрдо назначенную сверху. У кого эта сумма была выше стоимости лекарств или же близка к ней, отказались от льготы. Реально тяжело по этим поликлиникам мотаться. Но, большинство льготы оставило. У меня лекарства, на тот момент, стоили выше пенсии, как я откажусь? 

Зурабов, поняв провал программы, отдал негласный приказ уменьшить количество инвалидов. С третьей группы, при перекомиссии, слетали, только шум стоял. Сам слетел, знаю. В тот день ни одному третью группу не продлили, а новым выше неë не давали. Парень шëл, как минимум на вторую, если не на первую. Дали третью рабочую. Массовое снятие инвалидности. Нет инвалидности, нет и льготных лекарств. Ещё, инсайдер рассказал, как этот, ничего не смысливший в медицине субъект, лично вычëркивал из списка жизненноважных лекарств отдельные наименования. 

Как надо было делать? Не считаю себя самым умным, может кто-нибудь предложит лучше. Тем более тогда мой вариант было сложнее исполнить. Сегодня же проще, чем пальцами щëлкнуть. При составлении бюджета на год, надо учитывать список лекарств на каждого пациента. Дальше, рассчитывается средняя цена (всё равно же говорили, что всем и на всë не хватит, пусть будет на 80%, скажем). Сумма поступает каждому льготнику на отдельный счëт (может быть социальная карта, может региональная, как угодно), с которого можно оплатить лишь услуги аптеки. Всё. Как выбирал лекарства, по цене, настолько тебе и хватит. Остальное сам. И так ведь сами покупаем, только по вине бестолковых чиновников. Вчера врач сказала, что дженерики известного лекарства, лично мне не подходят совсем. Не то, что не помогают, вредят. Состав дополнительных компонентов иной. А так, любой может подобрать лекарство под себя, выплачивая разницу. За 20 лет инвалидности, наверное, опыт имею больше иного врача. 

Сегодня, эту программу настолько элементарно сделать. Правда, куда девать тех, кто на закупках гешефт делает? 

И ещё моя мечта из тех времён. Медицинская карта должна быть электронной (уже) и принадлежать пациенту. Помню, был проект у Сбера, который не состоялся - карта с личной информацией (паспорт, права и медкарта). Тогда не надо было бы, приходя к новому врачу, вспоминать, сколько раз чихнул семь лет назад. Про защиту информации не надо только. Сам этому обучался в ЕС. Поверьте, всё можно сохранить при желании. И всё можно взломать при ещё большем желании. Для тех, кто боится, что про его геморрой кто-то узнает, можно дополнительную защиту. Не буду вдаваться в подробности, поверьте - любая кража данных это человеческий фактор. 

Так нужно прогресс останавливать. Не остановить. Значит, надо возглавлять.