Почему изменили сюжет фильма Владимира Меньшова – до такой степени, что Ирина Муравьева плакала, впервые увидев то, что «сотворили» с ее героиней после монтажа?
Актриса признавалась, что очень удивлялась: как это она создала образ столь расчетливой, цепкой, напористой девушки, готовой «хапать» всё что угодно? Ведь снимали много сцен, в которых она представала совсем иной – более приятным человеком, имеющим положительные принципы и таланты.
Однако в фильме, вышедшем на экраны в СССР, Людмила получилась «той еще штучкой», которая к тому же финале остается у разбитого корыта. И произошло это после исключения из ленты многих сцен с ее участием.
Дело в том, что изначально в сценарии было несколько сюжетов счастливой замужней жизни этой героини.
Так, уже было отснято, как Людмила с мужем – звездой хоккея Гуровым шла в толпе его поклонников. Оба они лучились счастьем, Гуров раздавал автографы... По духу это была сцена, близкая сюжетам с поэтами на пл. Маяковского и с будущими звездами кино СССР («поздновато начинаете!») на фестивале.
Более того, по ранним замыслам, Людмила должна была в финале остаться во вполне достойной и счастливой жизненной ситуации:
- да, с Гуровым развелась – но без особо острых конфликтов и переживаний, пробыв вместе с ним самое малое время и поняв, что просто они – не пара;
- зато потом вышла-таки замуж за генерала – сотрудника КГБ, с которым случайно познакомилась в бассейне. Причем вышла не по расчету, но по любви. Людмилу привлекли не его деньги и положение в обществе, а надежность, чувство спокойствия, которые он ей давал. Вот такое могло быть приятное совпадение.
Этот исход должен был показать публике, что счастье возможно только на основе настоящих чувств.
Однако после исключения данных сцен зритель смог видеть иное развитие событий:
- в 1-й серии Людмила удачно «зaxoмyтала» Гурина;
- во 2-й серии ее семейная жизнь потерпела крах.
Причин того, почему из ленты убрали сцены счастливой жизни Людмилы, было несколько:
1) банально требовалось уменьшить метраж под существовавшие прокатные стандарты. И это бывает со всеми фильмами;
2) приходилось принимать во внимание советы «ответственных товарищей», которые первыми смотрели отснятое. Так, чиновники сочли сценарий дешевой эксплуатацией не самых светлых побуждений и чувств публики.
Любопытно, что фильм уже решили отложить на неизвестный срок, но в дело вмешался сам Леонид Брежнев. Ему разными правдами и неправдами отправили на просмотр отснятое (впрочем, с вырезанными сценами счастья Людмилы), и генceк восторженно похвалил картину. После этого картине, конечно же, был дан безоговорочный старт;
3) однако главная причина состояла в другом. Созданный за несколько дней Валентином Черных сценарий (переделка его повести) выиграл конкурс и был передан Владимиру Меньшову. Но режиссер счел его излишне сентиментальным и «провинциальным». В итоге он все же его экранизировал, но по ходу съемок шлифовал сюжет, убирая всё, что казалось ему мелким и «пoпcoвым» (как бы мы сказали сегодня).
Зададимся вопросом: а и впрямь, так ли уж надо было показывать сцены счастья Людмилы? Может быть, они и на самом деле были не нужны?
Вероятно, мы просто не постигаем глубокого замысла режиссера? Ведь нередко бывает, что публика не сразу понимает, где тут «pyжьe» и когда оно должно «cтpeлять» (в чеховских аллегориях).
К примеру, некоторые зрители до сих пор недоумевают, зачем ввели в сюжет Тосю, ведь она, вроде бы, была лишней героиней и ни на что не влияла, вот убери ее – ничего бы не изменилось? Однако на самом деле это не так.
Да и дочка Катерины вызывает много вопросов. (Кстати, сам режиссер рассказал, какой была бы судьба Александры в наши дни.)
Если же смотреть картину не поверхностно, но вдумчиво, понимаешь, что у хорошего режиссера не бывает ничего случайного. А фильм Меньшова, безусловно, вошел в золотой фонд советского кинематографа!
П. с. Вы действительно любите советский фильм «Москва слезам не верит»? Тогда отгадывайте интересный тест о том, насколько вы его знаете.