В этом году в школу пошли двое моих средних детей. Во второй класс и в девятый. Не смотря на педагогическое образование, у меня есть разный опыт общения со школьниками — и положительный, и отрицательный.
Раньше, когда мои дети приходили домой из школы, я задавала им один вопрос, которые родители обычно задают детям:
«Как дела в школе?»
Или:
«Получилось исправить оценку?»
Поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.
Их ответы на эти вопросы были коротки и уклончивы: «Нормально» или: «Пока не знаю».
Но я действительно хочу знать, что происходит в жизни моих детей и что они изучают в школе!
И я хотела говорить с ними немного больше, поэтому я стала искать лучший способ помочь им открыться, когда мы проводим время вместе в середине дня (вечером приходит муж, а я ухожу в мастерскую). И вот я выработала несколько основных правил!
Когда задавать вопросы?
Не нужно спрашивать прямо с порога. Вспомните, когда вы были ребенком, и ваши родители задавали вам кучу вопросов о школе, как только вы вошли домой. Это раздражало, правда?
Вы просто хотели скорее переодеться, открыть шоколадку и поиграть в денди. Нынешние дети, вероятно, чувствуют то же самое! Поэтому дайте ребёнку немного времени, вместо того чтобы задавать вопросы, как только он вернется из школы.
Открытые вопросы
Держите вопросы открытыми, которые начинаются с вопросительных слов, например, «как» и «почему». Если задавать только закрытые вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», разговор может не получиться.
Спрашивайте совета или мнения
Всегда советуйтесь с своим ребёнком, дайте ему понять, что его мнение играет важную роль в вашей жизни, относитесь к нему не как родитель, а как соратник, моделируя разные ситуации и их решения.
Не просите отчётов
Не просите ребёнка дать подробный отчет о прошедшем дне. Представьте себе, если кто-то спросит вас: «И что вы сделали в первую очередь на работе? И что было после этого?»
Вас бы это наверняка разозлило. Большая часть того, что вы делаете на работе, повторяющаяся рутина, а вовсе не то, что вы хотите рассказать другу.
Ваш ребенок чувствует то же самое по отношению к школе. А значит, лучше не спрашивать об оценках и уроках, а сфокусировать свои вопросы на эмоциях, которые он испытал в тот день. Спросите о странных, смешных, неловких или уникальных ситуациях, которые произошли в течение дня.
Лучшие вопросы, чтобы узнать у детей о том, как прошёл их день
Что было на обед? Что понравилось и не понравилось из школьной еды?
Какая самая смешная ситуация произошла сегодня?
У кого-то сегодня были проблемы в школе? Как эти проблемы разрешились?
С кем ты сегодня познакомился? Что тебе понравилось в этих людях?
Что ты делал сегодня на перемене? С кем ты играл?
Какие уроки запомнились сегодня?
Что ты заметил в школе, что другие люди, вероятно, не заметили?
Кто из учителей сегодня был добрым? А ты был добр к другим?
Что-нибудь странное или смущающее случилось сегодня?
Что тебе больше всего понравилось сегодня?
Что было самое лёгкое, что ты сделал сегодня?
Что было самым сложным, что ты сделал сегодня?
С кем ты сидишь за одной партой в классе? Расскажи мне об этом ученике.
А с кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
Что нового ты узнал сегодня?
Кто твой любимый учитель?
Какое слово твой учитель повторял сегодня чаще всего?
Если бы ты завтра стал учителем, чтобы ты сделал первым делом?
Кто твой наименее любимый учитель в этом году?
Есть ли у тебя какие-нибудь трудности с учёбой?
Общение c ребёнком — залог доверия, счастливых отношений на всю жизнь. Если постоянно поддерживать правильное общение с ребёнком, будучи в сложной ситуации он не подумает: «Главное, чтобы родители не узнали», а скажет сам себе: «У меня проблемы, надо позвонить отцу или матери».
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.