Более ста лет этот бренд был символом прорывных технологий. Он изобрёл фотоплёнку, которая оказалась удобнее и практичнее дагеротипов и калотипов. Руководство поверило в инновацию, начало инвестировать в неё. И не ошиблось — фирма буквально создала индустрию.
Однако другое открытие инженеров той же компании — цифровое фото — такой поддержки не получило. Тогда инновацию подхватили мелкие игроки, которые потеснили традиционный бизнес лидера отрасли. Это привело фирму к банкротству.
Разбираемся, в чём состояла ошибка бренда и какие уроки из этого может извлечь бизнес.
Речь идёт о Kodak. В истории этой компании есть сразу две прорывные технологии: изобретение катушечной фотоплёнки в 1885 году и цифрового фотоаппарата в 1976 году.
Однако эти инновации сыграли противоположные роли в развитии компании.
Фотоплёнка
После изобретения катушечной плёнки Kodak в 1888 году выпустил и первый фотоаппарат для неё. Камера дала старт индустрии любительской фотографии. И обеспечила компанию доходами от обработки плёнки на годы вперёд. Так, в 2001 году доля Kodak на мировом рынке фотохимикатов и фотобумаги составляла около 80%.
К чему это привело? Компания попала в тренд. Сделала искусство фотографии доступным для миллионов людей. Создала вокруг перспективной технологии экосистему из фабрик по производству плёнки и фотолабораторий.
Цифровая камера
Первый в мире цифровой фотоаппарат был разработан инженером Kodak Стивеном Сассуном в 1975 году. Однако проект столкнулся со скепсисом и не получил поддержки. Изображение долго записывалось (23 секунды), а для его просмотра кассету нужно было поместить в магнитофон, подключённый к компьютеру и телевизору. Тогда всё это казалось невероятно сложным. И к тому же шло вразрез с основным бизнесом компании — производством фотоплёнки и её обработкой.
К чему это привело? Kodak упустил время. В цифровой фотографии появились другие лидеры. Более того, инновация стала теснить рынок фотоплёнки — её продажи с 2001 года начали стремительно падать (за 10 лет более чем в 10 раз). Всё это в итоге привело к банкротству компании, которая так и не сумела перестроить бизнес.
В чём же заключалась главная ошибка Kodak?
«Дилемма инноватора» — это понятие сформулировал профессор Клейтон Кристенсен в одноимённой книге. Именно она нередко приводит крупные компании к краху, выяснил автор. Суть дилеммы состоит в том, что новая прорывная технология изначально выглядит сырой и менее функциональной, сильно проигрывает существующей продукции. Поэтому бизнес и отказывается от неё, предпочитая инвестировать в традиционные рынки. И нередко от этого проигрывает.
Чек-лист. Как бизнесу не проиграть из-за «дилеммы инноватора»
- Рассматривать новые продукты и технологии в перспективе: оценивать не только их текущее состояние и уровень развития, но и потенциал.
- Не игнорировать новые клиентские сегменты и рынки, даже если их размер пока кажется крайне незначительным.
- Выделять для работы с инновациями отдельную команду: она сможет быть более гибкой и не будет тормозить работу из-за конфликта интересов (новые технологии против традиционного бизнеса компании).
- Адаптировать существующие мощности и инфраструктуру под потребности новой технологии.
Как менять стратегию компании в период неопределённости — рассказываем на СберПро Медиа.
#Антикейс #Инновации