Вывоз строительного мусора с придомовой территории является одной из насущных проблем управляющих организациях. С одной стороны - дополнительные расходы, а с другой - риск привлечения к административной ответственности.
В пунктах 24-26 минимального перечня работ и услуг по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г. (далее - Перечень 290) перечислены работы, выполняемые в целях содержания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иными объектами. В перечень таких работ входят в том числе:
- подметание и уборка придомовой территории;
- очистка от мусора урн, установленных возле подъездов и их промывка;
- уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
ГЖИ и административные комиссии привлекают к административной ответственности и выдают предписания управляющим организациям с требованиями о приведении уборки придомовой территории, ссылаясь на то, что стоимость работ по поддержанию чистоты придомовой территории входит в размер платы за содержание и ремонт.
Как указано в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №22), под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, поддержание чистоты на придомовой территории - это обязанность управляющей организации, вне зависимости от действий недобросовестных собственников помещений МКД.
Данный вывод подтверждается судебной практикой:
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.08.2020 N Ф01-10927/2020 по делу N А43-23763/2019 : «В удовлетворении требования о признании предписания ГЖИ отказано т.к. в силу заключенного с собственниками помещений в доме договора управления управляющая компания обязана надлежащим образом содержать земельный участок с расположенными на нем элементами благоустройства (в том числе контейнерные площадки и территория вокруг них)».
- Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2021 N 302-ЭС21-16420 по делу N А33-22283/2020: суды признали правомерным оспариваемое постановление административной комиссии ( о привлечении к ответственности за нарушение правил благоустройства) т.к. « общество не обеспечило уборку закрепленных за обществом объектов и прилегающих придомовых территорий, о чем свидетельствует нахождение на этих территориях бытовых и строительных отходов в виде фрагментов кирпича, монтажной пены, полиэтилена, бутылок, окурков, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161».
Следовательно, в случаях, когда недобросовестные собственники помещений оставляют строительный мусор на придомовой территории, управляющая организация обязана очистить и придомовую территорию, и места накопления ТКО (контейнерные площадки).
Из содержания ч. 1 ст. 44ЖК РФ следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия.
Согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из в п.17 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. №22, управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (ч. 7 ст. 156, ч. 1, 2, 3 и 8 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, ст. 450-453 ГК РФ).
Следовательно, без решения общего собрания собственников помещений МКД у управляющей организации нет законных оснований выставлять счета собственникам помещений МКД по услуге - вывоз строительного мусора.
Данный вывод подтверждается судебной практикой:
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного Округа в от 23.10.2020г по делу № А26-10294/2019 : «При изложенных обстоятельствах, в период с 14.04.2019 (срок окончания действия договора с застройщиком) и до 01.05.2019 (даты заключения нового договора с собственниками) у Общества отсутствовали правовые основания для начисления собственникам помещений в МКД спорной платы за вывоз строительного мусора. Поскольку указанная плата выставлена не в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД (как предусмотрено частью 7 статьи 156 ЖК РФ), то вынесенное Комитетом предписание является законным и обоснованным. При констатации отсутствия права Общества на взимание в период с 14.04.2019 и до 01.05.2019 платы за вывоз строительного мусора с потребителей вышеуказанного МКД, Комитет правомерно возложил на управляющую компанию обязанность осуществить корректировку платы за вывоз строительного мусора, выставленной в платежных документах за март, апрель 2019 года, путем ее исключения».
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.09.2022 N Ф01-4740/2022 по делу N А28-9796/2021: «Строительный мусор, возникающий в ходе ремонта квартир, переданных участникам долевого строительства, не может быть отнесен к крупногабаритным отходам. Сведений об одобрении собственниками помещений МКД взимания платы за вывоз строительного мусора и условий оказания данной услуги с определением размера финансирования в материалы дела не представлены. С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу, что Общество не имело правовых оснований для начисления жителям спорного дома платы за услугу по вывозу строительного мусора отдельной строкой, а также самостоятельного определения размера платы за данную услугу, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований».