Мир современной рекламы - это жесткая конкуренция, при которой выживает сильнейший. Но маркетинг - это не лотерея, это целая наука, которую нужно изучить. Только заранее продумав все ходы можно рассчитывать на целевой результат.
Первая и основная причина неработающего маркетинга в узком понимании термина. Часто под ним подразумевают рекламу в СМИ, социальных сетях. Мнение в корне неверное, так как затрагивает лишь малую часть - организацию трафика. Вторая причина - непонимание возможностей маркетинга. Многие думают, что хороший маркетинг решает все проблемы.
Маркетинг – это не только о продвижении
Поиск лидов всего лишь одно звено маркетинга, а есть еще и работа с клиентами, выстраивание доверительных отношений, возврат постоянных клиентов. И если заниматься только привлечением клиентов, упуская иные аспекты, не доводя клиентов до покупки, то продажи падают. А без попытки вернуть постоянных клиентов, теряются деньги на привлечение новых.
В маркетинге, даже гениальные решения могут столкнуться с непрогнозируемыми изменениями рынка, действиями конкурентов, техническим прогрессом и другими факторами. Невозможно всё предусмотреть, иногда надо реагировать на уже случившееся.
Маркетинг - это комплекс действий, направленный на развитие компании. Слово «комплекс» значит, что по отдельности ничего работать не будет. Зато в совокупности заработает, и заработает хорошо.
Когда нет общего понимания своей концепции, бизнес-модели и своего продукта, очень сложно выбрать эффективные маркетинговые инструменты для его продвижения.
Проблем довольно много, но корень один
Не существует законов в маркетинге, поэтому руководитель, и без того вынужденный заниматься большим количеством бизнес-процессов, часто не знает, как выстроить маркетинговую стратегию. И оттого все действия носят несистемный характер. Что-то подглядел, что-то партнеры посоветовали. И потому одно сработало краткосрочно, а другое нет. Отсюда неверие в рекламу, рассылки, PR и так далее. А это ведь всего лишь инструменты.
В большинстве компаний маркетинг не работает или работает крайне неэффективно, потому, что совершаются одни и те же ошибки:
- Убивается отдача от рекламы и маркетинга. В результате многие инструменты, которые могут приносить клиентов и прибыль отправляются на свалку.
- Увеличиваются расходы на рекламу. И дополнительные расходы на привлечение клиентов.
Все это происходит, потому что руководители не знают всех возможностей маркетинга, не имеют маркетингового образования и не знают, какие инструменты привлечения клиентов существуют и как их правильно использовать. Качество образования в сфере маркетинга очень низкое. В институтах дают только теоретические знания, которые часто уже устарели и не успевают за темпами развития отрасли. В результате свежеиспеченные маркетологи часто просто сливают бюджеты в трубу.
Руководитель не обязан разбираться, как технически сверстать сайт или запустить рекламу. Главное понимать, как работает вся система продвижения. Какие действия и в какой связке приведут к определенным результатам. Также необходимо понимать, зачем предпринимается то или иное действие, чего ждать не только в результате, но и от каждого конкретного события. Только так можно осознанно управлять продвижением бренда или бизнеса. Как только руководитель компании начинает видеть этот путь и понимать значение каждого шага, маркетинг начинает работать, и отношения с маркетинговыми специалистами становятся простыми, ясными и превосходят ожидания.
В свою очередь задача маркетинга не сводится к простой настройке инструментов. Маркетинг, поняв реальные проблемы потребителей и конкурентную среду, должен помочь руководителю скорректировать фокус, продукт. Без слаженной работы всех механизмов компании на сверхрезультат рассчитывать не приходится.
Решение простое – лучше изучайте своих клиентов
Как правило, создавая рекламу, мы опираемся на свой опыт, свои мотивы и принципы. А клиенты зачастую принимают решения исходя из совершенно других мотивов. Решение простое - лучше изучайте своих клиентов.
Способов для этого огромное количество. Вот самые популярные:
- Регулярно общайтесь со своими покупателями. Старайтесь выяснить, что им нравится, что их раздражает, на что они смотрят, покупая ваш товар или услугу.
- Перед запуском рекламы или каких-то изменений в компании, посоветуйтесь с лояльными клиентами. Они укажут на важные нюансы, которые вы упустили. А заодно станут еще более лояльными к вам.
- Тестируйте идеи на небольшом масштабе. Перед запуском акции, рекламной компании, нового канала привлечения клиентов протестируйте его в меньшем масштабе и соберите обратную связь. Этим вы с минимальными потерями отсеете кучу неверных гипотез.
- Проводите исследования. Не обязательно заказывать крупное исследование за десятки и сотни тысяч рублей. Для начала просто соберите общую информацию о ваших клиентах. Изучите, что они пишут в отзывах и на форумах.
Постепенно накапливайте информацию о ваших клиентах. В итоге вы сможете сделать портрет своей целевой аудитории. На основе него повысить эффективность ваших мероприятий.
Нужно постоянно контактировать с клиентами. Проводить акции, делиться полезной информацией. Нужно «приручить» своих клиентов. Сделать так, чтобы они постоянно о вас помнили и постоянно в вас нуждались. Тогда, при возникновении потребности, они обязательно к вам придут и что-нибудь купят. Проще всего этот результат достигается с помощью регулярного контакта.