Что это за улица и где она пролегает? Почему её можно считать самой древней из ныне существующих в столице? Откуда взялось название дороги? Почему вплоть до середины 18 века находиться здесь было не очень приятно? В чём особенности рельефа улицы? Какие старые постройки здесь сохранились, а какие мы уже никогда не увидим? Почему в советское время улице присвоили другое название? А также - как в целом шло развитие местности в тот период? И что из себя представляет улица сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Неприятное местечко
Варварка является самой старой из ныне существующих улиц Москвы. По крайней мере, если смотреть по первому упоминанию в документах. Оно датируется 1434 годом и связано с погребением юродивого Максима. В летописном сообщении об этом событии указывали Варварьскую улицу. Ещё одно упоминание можно найти в бумагах второй половины 15 века. Там определялись границы подсудности за преступления в пределах города. Однако по заявлением археологов, они в 2015-м обнаружили следы самой древней московской улицы - Великой. Некоторые находки датируются 12 столетием. Пролегала эта дорога на месте современного парка "Зарядье". Но поскольку этой улицы уже давно не существует, старейшей из сохранившихся можно всё-таки считать Варварку.
Её название вызывает множество споров среди историков. Некоторые считают, что в основе лежит слово "варя". Оно отсылает нас к варке соли. Хотя практически все исследователи опровергают это утверждение. Таким промыслом люди в те времена занимались уже за городской чертой. Варварка же была частью посада. То же самое можно сказать и о гипотезе, согласно которой здесь варили хмельные напитки. Документы не содержат подтверждений этой точки зрения. Самой логичной остаётся версия, сторонники которой связывают происхождение названия с храмом Святой Великомученицы Варвары. Он появился тут в 14-15 веках.
В 16 столетии улица начиналась у Константино-Еленинской башни Кремля. Там располагался застенок, где пытали преступников. В начале 18 века его заменил Сыскной приказ. Вообще место в те времена было не из приятных. Всё это располагалось буквально рядом с торгом: Рыбным и Чесночным рядами. Их отделяла лишь деревянная стена. Интересно, что в то же время на Варварке была самая высокая концентрация храмов в Москве: больше десятка. Изменения в лучшую сторону произошли во времена правления Елизаветы Петровны. Центр тогда стало посещать больше знати. Императрица не хотела, чтобы они всё это видели. Так что Сыскной приказ перевели за Калужские ворота.
Улица старинной архитектуры
Рельеф Варварки раньше был неровным. Она частично проходит по приречной лощине. Так что перепады высоты на улице достигали 2-3 метров. Сегодня заметить это практически невозможно. Ещё в конце 18 века Варварку выровняли. Однако наверняка вы обращали внимание, что чётная сторона улицы похожа на террасу. То есть Зарядье находится ниже. Впервые эта конструкция упоминается в документах начала 18 столетия. Но, судя по тому, что там содержалась информация о том, кто должен следить за "стенкой", обустроить её могли намного раньше. Ближе к концу того же века Варварку расширили примерно в два раза.
Вообще на улице за время её существования появилось невероятное количество интересных построек. Многие из них сохранились до наших дней. Например, Старый Английский двор начала 16 века*; палаты бояр Романовых, возведённые в 16-17 столетиях; Гостиный двор и множество церквей. Про каждую архитектурную достопримечательность можно написать отдельную статью. Если говорить о самой Варварке, то до 1812 года здесь находилась в основном деревянная застройка. Но после пожара стали возводить каменные дома и лавки.
Интересно, что и после начала 19 века пожары здесь не были редкостью. Слишком много рядом стояло торговых лавок. Если возникало какое-то возгорание, оно могло уничтожить сразу несколько магазинов. Поэтому где-то в районе современного Хрустального переулка сделали подземный резервуар. Он вмещал 200 вёдер воды (трудно сказать, какого объёма), которая поступала из Мытищинского водопровода. Рядом в 1894 году для Средних торговых рядов построили новое здание по проекту архитектора Романа Клейна.
Двухуровневая магистраль
Во второй половине 19 века на Варварке появились несколько конторских зданий по нечётной стороне. Последним дореволюционным проектом стал доходный дом купца Зелика Персица. Его возвели в 1909 году. Вообще это был комплекс из двух зданий. Второе появилось на 11 лет раньше и принадлежало страховому обществу "Якорь". Но в советское время его фасады переделали, убрав былую роскошь. Однако её частички сохранялись во дворе. Теперь же оба дома вообще снесли. Там уже возвышается какое-то новое здание. Вроде как это гостиница.
Распрощаться в советское время пришлось и с Варварскими воротами Китай-города, которыми заканчивалась улица. Их снесли в 1934-м, потому что старые крепостные стены мешали проезду транспорта. Годом ранее улице присвоили новое название - в честь Степана Разина. Якобы предводителя крестьянского бунта 1670-1671 годов везли по Варварке на казнь, которая состоялась на Васильевском спуске. Однако историки эту точку зрения опровергают. Согласно документам, Разина содержали в здании Земского приказа (постройка на месте Исторического музея), а значит никакой транспортировки по Варварке не было. Советское название продержалось до 1993 года. Потом улице вернули историческое наименование.
Интересно, что в годы СССР был план преобразования Варварки. Все постройки чётной стороны (южной) хотели снести. На их месте думали сделать вторую половину улицы, то есть на более низком уровне. С высокой частью её бы соединили лестницами и пандусами. Саму же Варварку хотели полностью выпрямить. Но все эти идеи так и остались на бумаге. Хотя во время работ по возведению гостиницы "Россия" южная часть улицы лишилась какой-то части старой застройки.
Цикличность истории
Интересно, что это одна из немногих центральных улиц города, которую обошло стороной дореволюционное транспортной развитие. Тут не было ни конки, ни трамвая. Последний появился здесь только в 1931 году и просуществовал 19 лет. Потом рельсы демонтировали, а в 1957-м пустили по улице троллейбусы. Но и они пропали с Варварки спустя 36 лет. А в 2016-м, когда обустраивали парк "Зарядье", окончательно избавились от сохранявшейся контактной сети. Сейчас по Варварке ходят автобусы и электробусы.
В том же 2016 году, кстати, Варварка приобрела свой современный вид после реконструкции. Сейчас это весьма приятная для прогулки улица в то время, когда там немного народу. Сохранилось много архитектурных достопримечательностей, а с террасы открывается неплохой вид на парк "Зарядье" и набережную.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!