Патриархом всей плеяды литературных котов мы по праву считаем Кота, который гулял, где хотел (также известного, как Кот, гулящий сам по себе). Это древнейший и достойнейший кот. О нём рассказал нам выдающийся писатель Редьярд Киплинг. Сборник сказочных историй Киплинга (в который входит и рассказ The Cat That Walked by Himself) под названием Just So Stories ("Сказки просто так") вышел в 1901 году.
Несколько слово об этом любопытнейшем сборнике porquoi stories (почему-рассказов). Большинство историй повествует о том, как у разных животных появились те или иные особенности внешнего вида. Например, глотка у кита, горб у верблюда, шкура у носорога, пятна у леопарда и так далее.
История о Коте выделяется из прочих историй. Кажется, что сам автор чувствует смущение перед высокоорганизованным, свободолюбивым и хитроумным Котом и пытается (несколько неуклюже) смущение это спрятать за сочувственными репликами в адрес Женщины, её Человека (то бишь, прирученного мужчины) и их Собаки. Все они антагонисты Кота и все они ему проигрывают.
Историю все помнят наизусть. Но важны детали. Всё начинается в давние-стародавние времена, когда все животные были дикими. "Но самым диким из всех диких животных был Кот. Он разгуливал один, где хотел, и все места были для него одинаковы".
Уже в этой характеристике кота Киплинг не скрывает своего уважения и даже пиетета к Коту — во-первых, самому дикому из всех диких и, во-вторых, разгуливающему, где угодно. Вот эта ремарка — "все места для него были одинаковы", она замечательна. Ведь это означает, что Кот везде может быть (и остаётся) самим собой, для нет нет альтернатив своему, так сказать, "котовству". Собака осквернится, простите, одомашнится самой первой. За ней лошадь и корова. Все они перестанут быть дикими. Изменится их — собачья, лошадиная, коровья — дикая суть, она будет заменена сутью домашней, игриво-стыдливой, прагматичной и прямолинейной. Все они служат и получают за свою службу вознаграждение.
— Нам не нужно больше ни друзей, ни слуг, — опрометчиво говорит Женщина.
— Я не друг, я не слуга, — разумно отвечает Кот.
Скоро оказывается, что Кот ловит Женщину на приманку лести, она вступает с Котом в торговлю и тот выговаривает существенные права за три похвалы. Не за службу, а всего-навсего похвалы! Никто из читателей, добравшихся до этого места, уже не сомневается в том, что Кот получит то, что хочет.
Женщина скрывает свою досаду за улыбкой. Поражения надо принимать стойко. Она говорит Коту:
— О, Кот, ты так же умён, как и Человек, только помни, ты не заключал договора ни с моим мужем, ни с Собакой, и я не знаю, что они сделают, когда вернутся.
Женщина говорит очень глупую вещь. Она даже сама не понимает, насколько неразумно её замечание. Ведь договор с Собакой, Лошадью и Коровой заключила она, а затем уже формально утвердила его у Человека (мужа). А здесь она отказывается это делать, конечно, из-за досады и недовольства своим проигрышем. Женщина не понимает, что желая осадить Кота с помощью Человека, она значительно ослабляет своё влияние на него.
Что же касается самого Человека, то он ведёт себя как форменный болван. Только изрядный тупица не способен понять, что Кот, который утешает и забавляет ребёнка, который избавляет Женщину от страха перед мышами заслуживает уж точно не меньшего благодарного внимания, чем одомашненные до этого твари из дикого леса.
Увы! Мужчина оказывается даже ещё тупее, чем мы предполагаем вначале. Судите сами. Вот что он говорит:
— Теперь, Кот, договорись со мной. Если ты не станешь ловить мышей в пещере всегда, всегда и всегда, я буду швырять в тебя одну из этих вещей. Так будут поступать и все остальные мужчины после меня".
Скажите на милость, какая самонадеянность. Считать свой нелепый образ мыслей образцом для подражания!
Да и затем, какую альтернативу он предлагает Коту, давайте вспомним. Если кот будет ловить мышей, то Человек не станет запускать в него сапогами, топором или поленом. Что тут скажешь... Серьёзные комплексы в анамнезе и полное попрание здравого смысла.
Дальше — больше.
Миролюбивый Кот отвечает, что он всегда будет ловить мышей, когда зайдёт в пещеру, но всё же будет гулять, где ему нравится и где захочет (все места для него одинаковы, мы же помним).
Человек же совершенно теряет лицо (сводолюбие кота для него становится невыносимой, ибо сам он глухо сознаёт зависимость от Женщины и тоскует по дикому состоянию) и заявляет, что если бы Кот не сказал этих последних слов, то он помирился бы с ним, а теперь он при каждой встрече с Котом будет бросать в него свои сапоги и топорик. Затем вновь следует сентенция о том, что так будут поступать все настоящие идио мужчины.
Собаке, конечно, не терпится поддержать Человека. Она тоже заявляет коту, что будет кидаться на него всякий раз, когда он не будет ласков с ребёнком. Но когда Кот говорит, что он всегда будет ласков (если только малютка не станет таскать его за хвост), но всё же будет гулять где вздумается, то Собака, подражая хозяину, говорит, что теперь уж всё равно будет бросаться на Кота, едва того встретит.
Одна мысль, что кто-то может вести себя независимо, выводит эту парочку из себя.
Что же изо всего этого получилось? Дети кричат громко, сапоги летят мимо, собаки лают безудержно, мужчины до предела напрягаются, а затем беспредельно расслабляются, женщины пытаются всё починить, а потом бросают всё к чертям, все нервны, подозрительны, созависимы и нестабильны.
Один мудрый древний Кот остался верен себе. Истинные предки того великого Кота по-прежнему в душе дики, хоть с виду и очаровательны. Когда хотят — ласкаются, когда хотят — ловят мышей, а чаще всего гуляют, где вздумается и все места для них одинаковы.
Стоит задуматься? — Тогда подпишись!