Найти тему
Кин-дзен-дзен

В ожидании Дали (2023 г.)

Кадр из фильма "В ожидании Дали".
Кадр из фильма "В ожидании Дали".

На закате режима генерала Франко, в Испании всё больше активизируются различные группы молодёжи разного толка, но преследующие одну цель - свергнуть каудильё и всех неофранкистов. В числе активно протестующих Альберто, повар ресторана, где су-шефом служит его старший брат Фернандо. Младшенький в одну из вечерних вылазок более обычного раздухарился, чем исчерпал лимит терпения властей. Братьям ничего не остаётся, кроме как бежать на побережье средиземного моря, скрываясь и работая в маленьком ресторане близ замка Пуболь, резиденции Галы и Дали.

Режиссёр фильма Давид Пужоль изнутри исследовал жизнь и творчество эпатажного Испанца, который был и есть сам Сюрреализм. Сняв несколько документальных работ о Дали, разных сторонах его натуры, он решил отобразить знания о нем в художественном фильме. Но сделать это так, что бы самого мастера в кадре небыло, почти небыло. А создать атмосферу истерии вокруг его имени, тональностью совпадающей с событиями, происходящими в семидесятые годы в Испании. И опоясов этот сноп кулинарной тематикой, которая сама по себе представляет одну из граней искусства, а поворское мастерство близ жилища творца мирового уровня тем более.

Пужоль основательно подошёл к демонстрации и передаче духа семидесятых на пиренейском полуострове. Все костюмы, обывателей и хиппи, интерьеры, больше архитектура, натурные съёмки, лексика в диалогах и многое другое. Даже кухня, её продукция, блюда, соответствуют экспериментам того времени. Он как истинный гуру кулинарии сочетает в картине несочетаемое. Отправляя бунтарей на средиземное море, он сбивает градус мятежного духа простыми средствами: солнцем, морем и любовью. И на экране это великолепным образом объединяется в лёгкое блюдо, как копчёная пена из моркови.

Кадр из фильма "В ожидании Дали".
Кадр из фильма "В ожидании Дали".

Тот редкий случай, когда нежданно негадано открывается маленькое чудо. В ожидании Дали никак не анонсировался, и тем более приятно наткнуться на кино высочайшей выделки, которое к тому же не представляется грузилом повседневной жизни, наоборот, поплавком для неё. Оно, кино, развеивает морок и тревогу перед днём завтрашним, даёт силы и уверенность, местами даже надежду. 

Монолог хозяина Эль Сюрреаль, Жюля, в исполнении прекрасного Хосе Гарсии, человека не сведущего в рестораном деле, но одержимого личностью Сальвадора Дали, наглядно демонстрирует, что аргументированный фанатизм сильнее тысячи снобских "мнений". Он точно припечатывает заезжим высоколобикам блестящей речью о глубине творчества Дали, широте его внутреннего мира и богатстве интеллектуальных достоинств. После такой речи хочется открыть альбом с работами художника, перечитать их с Галой письма друг к другу, изучить жизнь трио Дали-Лорка-Бунюэль, их продукты совместного творчества. 

Кадр из фильма "В ожидании Дали".
Кадр из фильма "В ожидании Дали".

Финал, берущий за душу откровением и честностью, логично завершает эпопею привлечения внимания гения. Всё встаёт на свои места, уравновешивается, ведь только после соблюдения баланса спокойствия, умеренность и одухотворенности возможно свершение мечты. Только при таких условиях достигается цель, за которой обязательно должна последовать новая. 

Здесь, в конце, обличаются истинные лица не только полицико, но и "пацифистов" хиппи, которые скидывают шкуры овцы и громят всё вокруг, производя не тот созидательный хаос, присущий работам мэтра, но разрушающий все вокруг. И эта наглядная фотокарточка того времени крайне устарела и потускнела. В наше время невозможно представить подобный сброд на улицах городов, и уж тем более в таком свободном и даже властвующем положении. 

Это очень яркое кино, такая история вполне могла иметь место в действительности. Персонажи воспринимаются как объективная реальность, равно и события, и блюда, которые хочется попробовать все разом. Смотреть надо на полный желудок, процесса готовки не так много, но все что показано, вызывает естественное слюноотделение.