Есть в русском языке слова поощрить, поощрение, этимология которых представляется мне весьма любопытной. Большинство наших соотечественников вряд ли смогут сходу ответить на вопрос, от какой основы они происходят. Этому препятствуют сразу два обстоятельства. Во-первых, здесь имеется чередование согласных, а во-вторых, эти слова с незапамятных времен имеют иносказательные значения, далекие от первоначального смысла.
Переход ст-щ – не редкость в русском языке. Можно вспомнить: упростить – упрощение, пёстрый – испещрённый, весть – извещение, место – совмещать, грусть – грущу, пустой – упущение, мостить – мощёный, лесть – польщён и т.д. То же самое мы видим и в случае поощрить, поощрение: они восходят к той же основе, что и слова острый, острить, заострять.
В памятниках литературы встречаются примеры употребления обеих форм. Понеже не губилъ Стефан никого до смерти, якоже Никонъ, ниже поощрял на убиение (из документа середины XVII века). Слышу сынове, что у васъ некоторые поостряются на многое стремление и нетишину, хотяще мятежъ ввести великъ и расколъ (Новгородская летопись XIII века). Причем, нельзя сказать, что разные формы употреблялись в разные времена, иногда чередование поострить – поощрить встречается в разных списках одного текста. Иногда находится и третий вариант написания – пооштрить.
Какова связь «остроты» со смыслом «мотивации или благодарности за что-то», понимаемого нами сегодня под словами поощрить, поощрение? Когда мы говорим поощрять кого-либо, то, как правило, имеем в виду награду за совершенное действие (поощрить грамотой, подарком, хорошими отметками). В старину выражение употреблялось несколько иначе: так говорили в смысле «нацеливать, стимулировать, мотивировать», то есть словом или подарком подталкивать на выполнение какого-либо действия. Как всё это связано с семантикой «остроты»?
Надо полагать, что в этом смысле поострить поначалу употреблялось иносказательно, метафорично. В самом деле, прямое значение глагола поострить – «подточить, подправить острый край». Прежде чем пустить режущий или колющий инструмент в дело, его следовало подготовить – поострить. С появлением письменности поострять (поощрять) стали гусиные перья, затем карандаши и пр. Так же и человека нацеливали на работу, поощряя его желание, стремление, намерение.
В этом отношении близкими являются понятия: острый ум (остроумие), острый глаз (острое зрение), острый слух, острый язык и пр. Во всех случаях «острота» характеризует «лучшее качество» человеческих способностей, как если бы речь шла об инструменте. Да наши способности и есть не что иное как инструменты, с помощью которых мы можем выполнять те или иные действия: охотиться, мастерить, строить, решать аналитические и практические задачи. Первый в Европе сборник занимательных математических задач назывался «Propositiones ad Acuendos Juvenes» или «Задачи на изострение юношеского ума».
Раньше по отношению к человеческим способностям корень остр употреблялся не только с приставкой по-, но и с другими, например, на-. Наострить – «научить, нацелить, настроить». Паки же диаволъ, не хотя видети христианства, наостри безбожныхъ татаръ нудити (принуждать) християнъ, – пишет автор жития Александра Невского. Наостренный на брань – «обученный военному делу». До недавнего времени в народе, когда кого-либо хвалили за умение и ловкость, можно было услышать: Иж ты как навострился (с протетическим в).
Другой случай представляет форма с приставкой из-. Про видавшего виды, превосходно развитого, умудренного опытом могли сказать – изощрённый человек. Изощрёнными могли быть названы: ум, зрение, слух и пр. В настоящее время в связи с утратой этимона изощрённый – изострённый слово стало приобретать иные коннотации. Теперь изощренный – это какой-то «хитроумный, затейливый, изобретательный, замысловатый». По крайней мере, такую интонацию мы улавливаем, когда речь идёт об изощренных пытках или издевательствах.
Не дошли до наших дней формы с приставкой об-. Обощрять значило практически то же, что и «возбуждать, поощрять». Обощрённый – почти то же, что и изощрённый. Обостряться – «возбуждаться, распаляться», а также «вооружаться, устремляться» против кого-либо. Но по отношению к человеческим способностям мы и сегодня можем сказать: обострённый слух (обоняние, зрение, внимание), а ещё чаще – обострённое чувство справедливости, обострённое самолюбие, обострение болезни и др. Все эти иносказания восходят к образу отточенного, «обостренного» оружия или инструмента. В Словаре академии российской 1789-1794 гг. изощряю (по отношению к душевным дарованиям) – в большее совершенство привожу. Чтением, размышлением изощряется ум. Вспомните, что мы говорили в предыдущей заметке «Нож, который не режет» и сопоставьте «остроту» со способность пронзать, пронизывать проникать. Острый ум (слух, зрение, память) – тот, что легко проникает, вникает в суть, легко различает, отделяет одно от другого.
Антонимы также широко используются в подобных контекстах. Если кто-то не блещет умом, то его считают тупым. Даже про себя человек, не понимающий, как решить задачу, скажет: Что-то я туплю (затупил, отупел и пр.). Тупость в данном случае противостоит остроумию, хоть про несообразительного нечасто можно услышать – «тупоумный», а про смышлёного, смекалистого и вовсе никто не скажет – «острый». Разве что как каламбур:
- Ну ты тупой!
- А ты что? Острый?
Но в старину такое словоупотребление допускалось, говорили острый мальчик, острый человек (умный, способный, талантливый). «…скажите, Иван Андреевич, точно ли Клушин был так остер и умен, как многие утверждают…» (С.П. Жихарев. «Записки современника», 1806-1809 гг.) «А между тем он остер, не лишен способностей, одарен твердой волей» (А. В. Никитенко. Дневник, 1826 г.).
В следующей статье мы подробнее поговорим о тупости и вкладываемых в нее смыслах.