Интервью журналиста Ника Ньюмана (Nick Newman)
Дата: 17 ноября 2022
Ресурс: The Film Stage
Перевод: мой
***
В этом тексте много специфических терминов, которые я могла неправильно перевести. Но даже так интересно заглянуть в фильмы, которые сейчас презентуются пока только на фестивале в Венеции, через рассказ оператора. Так что прошу простить ошибки, познакомьтесь с интересным мастером кинокамеры.
***
Мало операторов, кто добивался такого быстрого успеха, как Эрик Мессершмидт (Erik Messerschmidt). Хотя Мессершмидт и не новичок – IMDb указывает начало его работы в 2001 году в качестве рабочего, ответственного за обслуживание съёмочного оборудования, а в 2003 году его портфолио расширилось должностью главного электрика на съёмочной площадке – но работа на проекте "Исчезнувшая" (2014, Gone Girl) стала для него поворотной. На “Исчезнувшей” он работал осветителем в команде оператора Джеффа Кроненвета (Jeff Cronenweth), и последний познакомил Эрика с Дэвидом Финчером, который затем пригласил Мессершмидта на съёмки его продюсерского проекта – сериала Netflix "Охотник за разумом" (2017-19, Mindhunter). За сериалом последовала драма "Манк" (2020, Mank), далее – сотрудничество в проекте "Убийца", долгожданном триллере Финчера, который должен выйти в конце 2023 года.
Где-то между переговорами с Финчером позвонил режиссёр Майкл Манн (Michael Mann). При этом шла рекламная кампания ещё одного художественного фильма, где Мессершмидт работал оператором – речь идёт о военной драме “Двойная петля” (2022, Devotion) режиссёра Джастина Дилларда с Джонатаном Мэйджерсом и Гленом Пауэллом в главных ролях. Но, если проект Дилларда остался в тени, то "Феррари", находившийся в тот момент на финальном съёмочном этапе, ожидали многие. И ждали дольше, чем можно было представить.
The Film Stage: Вы очень быстро стали заметной фигурой в кинематографе
Эрик Мессершмидт: Стараюсь откликаться на просьбу режиссёров и других работников съёмочной площадки, чтобы помогать им снимать их кино. Я всегда хотел стать оператором, с самого юного возраста меня привлекал киномир. То, что произошло со мной и моей карьерой за последние пару лет, было действительно… невероятно… я получил довольно много полезного опыта. Но я по-прежнему считаю себя в некотором смысле подмастерьем – и мне повезло работать с невероятными режиссёрами и прочими членами съёмочной группы, актёрами в том числе. Это всё, конечно, было потрясающе. Но особенно здесь, в Camerimage*, операторы – это знаменитости. Это так чуждо мне, и немного не по себе – раньше со мной такого не было.
*Интервью ресурса The Film Stage с Эриком Мессершмидтом проходило на фестивале EnergaCAMERIMAGE в ноябре 2022 года. На этом фестивале чествуют кинооператоров, а победителю вручают “Золотую лягушку”.
The Film Stage: Я пытался получить подробности и техническую информацию о создании "Охотника за разумом" (Mindhunter). И выяснил, что для съёмки компания Red Digital Cinema Camera Company изготовила специальную камеру XENOMORPH
Эрик Мессершмидт: Да.
The Film Stage: У Финчера всегда была репутация въедливого технаря. Так что вы оба хотели получить от камеры, изготовленной на заказ?
Эрик Мессершмидт: Знаете, когда мы снимали на плёнку (Panaflex или ARRI cam), неважно, мы устанавливали объектив спереди, магазин сзади, включали режим последующей фокусировки, подключали аккумулятор, и всё – готово. Когда магазин был заряжен, мы снимали довольно быстро. Я думаю, что одно из наших – и, безусловно, Дэвида – разочарований в современных кинотехнологиях, в частности, оно заключается в том, что в плане эффективности они стали довольно сложными в своей подаче.
Во всяком случае, с точки зрения XENOMORPH, намерение состояло в том, чтобы упростить камеру до “голых” элементов. Магазин в камере, питание, объектив – готово. По большей части это связано с тем, что подавляющий отрезок времени в кинобизнесе занимает принятие решений. Вплоть до того: “Куда мы поставим камеру?” На съёмочной площадке фильма Дэвида Финчера это не является узким местом в разговоре. Мы, как правило, хорошо подготовлены и имеем чёткий план, и я думаю – в частности, в нашей методологии – мы отличаемся решительностью.
The Film Stage: Есть такая его цитата: “Есть два способа снять сцену, и один из них неправильный”. Это наводит на мысль об этом.
Эрик Мессершмидт: Есть такое. Это не значит, что мы не спорим и не обсуждаем. Мы проговариваем все возможные варианты, чтобы снять сцену так, как надо. Иногда это утомительно. Но детальные обсуждения – это стремление к эффективности работы.
The Film Stage: От сериала "Охотник за разумом" до "Манка" и "Убийцы" вы преданно работаете с техникой компании RED Digital Cinema Camera. Именно триллер “Убийца” снят на модель камеры V-RAPTOR? Почему так?
Эрик Мессершмидт: Мы стремимся к совершенствованию. Камеры семейства RED синхронизированы. Каждая новая камера синхронизируется с нашим ритмом. И, когда мы начинаем новый проект, мы используем возможность работы на новой камере. Первый сезон "Охотника за разумом" мы снимали на модель DRAGON, потом попробовали модель HELIUM. Я бился с недоэкспонированием – в основном, с шумом – и HELIUM позволила добиться улучшения в этом вопросе. Драма “Манк”, конечно, была чёрно-белой, и её мы снимали полностью на чёрно-белую камеру, уже совсем другую модель.
К появлению проекта "Убийца", модель V-RAPTOR только разработали, благодаря ей получилось исправить некоторые проблемы с точностью цветопередачи, с которыми мы боролись. Ассистентам понравились некоторые элементы логистического меню, камеры довольно маленькие, и это также очень хорошо вписывается в цветовую архитектуру камер KOMODO, которые мы использовали на съёмках. Я нахожу эти камеры удивительно удачными: разрешение, светочувствительность, динамический диапазон и всё такое прочее. И при выборе конкретной камеры всё сводится к требованиям проекта, режиссёра, времени, сметы.
The Film Stage: У Дэвида Финчера репутация автора с большой буквы “А”, Автора со своим собственным визуальным чутьём, но вас привлекли к обсуждению о тоне, цвете, композиционном стиле. Ваше сотрудничество с ним отличается от сотрудничества с Джеффом Кроненветом. Определённо отличается и от тех, что были с Дариусом Хонджи.
Эрик Мессершмидт: У Дэвида очень чёткие представления о том, что он ищет, но он также понимает, что это не анимация. Каждый день – это комедия ошибок [Смеётся], с которыми мы постоянно сталкиваемся. Я думаю, что нам обоим трудно заранее представить что-то в самом начале и провести эти ранние встречи. Большая часть обсуждений сводится к темпу, тону, технике повествования, композиции. Обсуждаем освещение и куда поставить камеры – многое ложится на мои плечи, но всегда возникает вопрос, какова будет методология при расстановке сцен на монтаже. Наши разговоры довольно широки с точки зрения того, как будет выглядеть готовая сцена. У нас есть уверенность в том, что мы найдём искомое, и это действительно доверие с точки зрения нашего собственного вкуса и того, как мы реагируем на условия, в которые себя ставим.
The Film Stage: Сколько дней вы снимали “Убийцу”?
Эрик Мессершмидт: Я думаю, дней 90. Мы много переезжали. Были в Европе и на Карибах, прямо-таки настоящее путешествие. Я не знаю, все ли эти дни можно считать съёмочными.
The Film Stage: Байопик Ferrari снят на ARRI Alexa 35.
Эрик Мессершмидт: Нет.
The Film Stage: Интернет солгал?
Эрик Мессершмидт: Да, Интернет был неправ. Я снимал фильм на Sony VENICE 2.
The Film Stage: Много лет назад мелькнул слух, как Майкл Манн сказал, что Ferrari, возможно, будет снят на 35 миллиметровую плёнку, потому что для съёмки автомобиля в движении потребуется жёсткость целлулоида.
Эрик Мессершмидт: Такое было.
The Film Stage: Итак, что насчёт выбора VENICE 2?
Эрик Мессершмидт: Нам нужно было много корпусов для камер. Майкл Манн любит использовать SKATER Scope – это зондирующий объектив. Он использует его, чтобы сделать план, которым он очень известен: объектив за ухом, очень близко к чьему-то глазу. Что он делает, так это позволяет вам вынуть объектив из корпуса камеры – он выходит на 60 сантиметров. Поэтому мы часто устанавливаем его на Steadicam и устанавливаем линзы в таких местах, куда вы иначе не смогли бы добраться.
Майкл очень чутко относится к эмоциональной стороне сцен и на драме, ставя в сцене это выше остального. Я испытываю к нему огромное уважение за это, потому что он невероятно упорен в своей способности сосредоточиться на необычных моментах сцены и избавиться от всего второстепенного. Он обладает способностью концентрироваться на своей цели – он продумывает все мелочи, учитывает нюансы и мыслить он может крайне специфично.
Работая с Майклом, я быстро научился приспосабливаться к тому, как ему удобно снимать фильмы. Это крайне важно для всех операторов: нужно быть гибкими, и есть моменты, когда важно себя одёрнуть – это техника и методология, с которыми работает конкретно этот человек. Особенно, когда вы в связке с такими сильными людьми, как Дэвид Финчер, или Ридли Скотт, или Майкл Манн, у кого есть определённая методология, которую они выработали за годы работы. Оператор должен быть гибкими, должен адаптироваться. По крайней мере, для себя я решил – я должен быть гибким в своей рабочей практике, чтобы поддерживать то, что они хотят сделать.
Ещё одна вещь, которую могу отметить про Майкла Манна, это то, что он, зная то, чего хочет увидеть на экране, не будет решать за другого специалиста, как тот достигнет результата. Например, он не будет смотреть как второй оператор меняет стеклянный фильтр, чтобы оператор мог сохранить радужную оболочку там, где она должна быть с точки зрения глубины резкости или чего-то ещё. Для него – и я думаю, что он совершенно прав – это в значительной степени второстепенный разговор. Он доверяет своей команде и знает, чего хочет.
The Film Stage: Будет ли это похоже на скорость и движение в других фильмах? Я одержим цифровыми работами Манна и интересуюсь текстурой – она не похожа ни на чью другую. Как вы думаете, Ferrari продолжает эту традицию?
Эрик Мессершмидт: Я не знаю. Мне нравится думать, что я оставил свой отпечаток в этом проекте, что это моя визуальная интерпретация истории. Фильм ещё не закончен, так что я не могу толком прокомментировать, как он выглядит; честно говоря, я не знаю. Кино – это очень изменчивая вещь. Оно постоянно меняется в своей форме, так что я думаю, вы, вероятно, снова вернётесь к этому разговору, когда всё будет готово [Смеётся]
***
Ссылка на оригинальное интервью: