Фильмы о Великой отечественной, снятые в Свердловске-Екатеринбурге, может быть не поражают масштабом батальных сцен или какими-то головокружительными трюками. В конце концов, за размах и эпос отвечали столичные Озеров или Бондарчук, которые могли воспроизвести события, что называется, один к одному.
У региональных студий, в том числе и у Свердловской, ресурсов было меньше, так что рассказывать о войне нужно было иначе, не «в лоб», с другим подходом и интонацией. И да, у студии получилось в таком режиме создать картины, вошедшие в «золотой фонд».
Самый медленный поезд
Дебют мастеров советской мелодрамы Валентина Ускова и Владимира Краснопольского тоже вольно смешивал жанр военного кино с непростыми человеческими историями. Раненый военкор сопровождает спецвагон с типографией в тыл, однако по дороге к нему начинают подсаживаться незваные попутчики: женщины, лети, старики, у каждого своя история, своя война и свои надежды на лучшее будущее.
Сильные духом
Еще один кинодебют, ставший невероятным хитом в СССР. Владимир Георгиев поставил фильм по мотивам документального романа Дмитрия Медведева о разведчике Николае Кузнецове «Это было под Ровно». Под видом «истинного арийца» Пауля Зиберта разведчик и его команда устраивают в фашистском тылу диверсии и ищут ценную информацию о грядущем вражеском наступлении.
Отряд специального назначения
Еще одна версия приключений Кузнецова в тылу врага, правда из каких-то соображений главному герою дали фамилию Грачев, хотя рядом с ним действует все тот же Дмитрий Медведев, будущий автор книги о подвиге разведчика.
Постоянный режиссер Свердловской киностудии Георгий Кузнецов регулярно выпускал здесь фильмы на военную тематику: «И ты увидишь небо», «Сын полка». В отличие от «Сильных духом», которые во многом предвосхитили эстетику военного нуара «Семнадцати мгновений весны», пять серий позволили Кузнецову включить и батальные сцены, и интеллектуальные дуэли и шпионские многоходовки, и лирические моменты.
Здесь твой фронт
Война была от Свердловска далеко, однако здесь тоже шли бои – на производстве со своими героями, одному из таких – Василию Маркелову, реальному работнику «Уралмашзавода», посвящен этот фильм. Сценаристом выступил мастер производственной драмы Геннадий Бокарев.
По сюжету на завод поступает приказ в течение суток вдвое увеличить количество выпускаемых танков. А у главного героя еще и дома проблемы: младший сын сбегает на фронт...
Назначаешься внучкой
Ярополк Лапшин ассоциируется с уральскими реалиями и историческими сюжетами: «Приваловские миллионы», «Угрюм-река», «Демидовы». Однако есть в его фильмографии работы и о Гражданской войне в Хакассии («Пора таежного подснежника»), и даже подростковая мелодрама («Шестнадцатая весна»).
Один из первых своих фильмов о Великой отечественной Лапшин тоже решил в мелодраматическом духе с минимумом батальных сцен и перестрелок: школьница из южного города рвется на фронт, но вместо этого ее отправляют связной во вражеский тыл, где она будет изображать внучку старика-полицая, который на самом деле - один из партизанских разведчиков.
Перед рассветом
Еще одна картина Ярополка Лапшина вышла уже в конце 1980-х и вобрала в себя все приметы времени и отношения к эпохе. Главными героями стали не солдаты, офицеры или заводчане, а юный НКВДшник, матерый уголовник и «враг народа». Уголовника жирно и узнаваемо играет Александр Панкратов-Черный, а вот в роли чекиста – тонкий и совсем юный Евгений Миронов, для которого роль стала почти дебютом.
Отсылка в названии ведет к пословице о «самом темном часе» накануне рассвета, по Лапшину и Геннадию Бокареву, это и есть 1941 год, когда внешне монолитная страна изнутри расколота на «уголовных», «политических» и тех, кто их этапирует.
Охота на «Единорога»
Крепкий военный боевик, который сегодняшним зрителям напомнит «Т-34» или «Девятаева». По сюжету, советский летчик оказывается в плену и становится одной из живых мишеней, на которых тренируются фашистские летчики.
Разумеется, такой подход к образованию оборачивается фиаско для летной школы и лихим побегом советских солдат из плена.
Ты помнишь
И все-таки чаще о войне на Свердловской киностудии снимали в мелодраматическом ключе.
Война становится участницей любовного пятиугольника: юная школьница Люба влюблена в живущего по соседству курсанта Виктора, который внезапно приезжает с молодой женой, а та, конечно, его не любит и после начала войны сбегает с другим мужчиной, подкидывая своего ребенка той самой соседке. Разумеется, война уравняет все шансы, даст возможность Любе и Виктору встретиться. В последний раз.
Узнать о новых фильмах Свердловской киностудии можно на сайте в разделе "Проекты".