Найти в Дзене
Рогозуб

Союзмультфильм: от лучшей отечественной киностудии, до хайпа на костях

Оглавление

Союзмультфильм - одна из самых (если не самая) известных отечественных киностудий. Крупнейшая киностудия анимационных фильмов в России. За время существования студии создано более полутора тысяч(!) мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград. К ней можно относится по разному, но отрицать её влияние нельзя. Все мы, в той или иной степени выросли на её мультфильмах. Все мы слышали про Винни-Пуха, Простоквашино, Карлсона, "Ну, погоди!", Попугая Кешу, Чебурашку и прочих. В данной статье, предлагаю узнать всю её историю и как она дошла до того, что мы имеем теперь. Начинаем!

Начало

Началась вся заварушка в середине 30-х годов XX века. Считается, что решение о её создании исходило лично от Сталина. Изначально студия называлась "Союздетмультфильм" и лишь в 1937 год, она получила своё привычное нам название. Сама студия появилась вследствие объединения мелких коллективов "Совкино", "Межрабпомфильма" (частично "Межрабпомфильм" был переделан в киностудию "Союздетфильм", сейчас - "Киностудия им. Горького") и "Мосфильма".

-2

Для студии были выделены помещения закрытых тогдашней властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (тогда, Каляевской), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения, "что на Песках", в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось "Творческое объединение кукольных фильмов".

Первые проекты студии были выполнены в т.н. "диснеевской" стилистике и были чёрно-белыми, но, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы Владимира Сутеева.

Который к слову, был известен ещё и как детский писатель и иллюстратор различных детских сказок
Собственной персоной
Собственной персоной

Начиная с того же 37-го года, студия перешла на цветные фильмы и натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой.

Мойдодыр (1939 года, да у него было 2 версии) был одним из таких
Мойдодыр (1939 года, да у него было 2 версии) был одним из таких

В 1940 году происходит смена приоритетов с количественных показателей на качество выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторов и штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы набирались не менее четырнадцати раз).

А в 1941 случилось страшное... началась Великая Отечественная Война, длящаяся 4 года и унёсшая кучи жизней. Но даже в это время "Союзмультфильм" продолжал свою деятельность и вот мы переходим к следующему пункту статьи.

Времена Великой Отечественной Войны

-5

В первые месяцы все творческие группы киностудии были переключены на съёмки агитационных плакатов, другая часть воевала на фронте, защищая родину. В общем, сами понимаете, не до создания мультфильмов было, да и чего либо ещё, кроме судьбы родины. В октябре 1941 года началась эвакуация части студии в Узбекскую ССР, в город Самарканд, туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры-ленфильмовцы Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко, вошедшие в штат студии. Через 2 года студия вернулась в Москву.

Несмотря на то, что как говорилось ранее, в военные годы было не до мультфильмов, студия тем не менее, продолжала работу и свет увидел такие мультфильмы и фильмы, как Ёлка (1942), Краденое Солнце, Телефон (1944) и другие.

Кадр из мультфильма «Ёлка»
Кадр из мультфильма «Ёлка»

Послевоенные годы и "Золотой век"

-7

После окончания войны, студия вернулась в церковь Николая Чудотворца в Новой Слободе, перестроенной под музей атеизма. В послевоенное время идеологические кампании 1946—1953 годов, в том числе "борьба с диснеевщиной", покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический "канон" советского детского мультфильма.

Именно после этого, советские мультфильмы обрели простой и ныне легко узнаваемый стиль, которого ныне сильно не хватает современным российским мультфильмам

Начиная с 1945 года студия отказывается от довоенного метода съёмки фильмов на три цветоделённых негатива, перейдя на использование более прогрессивной многослойной киноплёнки, а художник Евгений Мигунов предлагает новаторский способ создания фона с помощью масляных красок.

"Полкан и Шавка", один из таких мультфильмов
"Полкан и Шавка", один из таких мультфильмов

В первой половине 50-х годов, студия выпускает популярные детские фильмы, многие из которых основаны на применении "эклера" (мультипликационной техники, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с настоящими актёрами и декорациями).

Не зря 50-е - начало 80-х годов, называют "золотым веком" студии. Именно на этом рубеже она выпустила больше всего мультфильмов и фильмов, запомнившихся навсегда в истории. "Чиполлино", "Баранкин, будь человеком", "Песенка мышонка", "Паровозик из Ромашкино" и многие другие - всё это продукты "золотого века" студии, навсегда ставшие культовыми и запоминающимися.

В 70-80-е годы «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе.

А в 1971-ом вышел "Чебурашка и Крокодил Гена", ставший в какой-то степени, "лицом" студии и ассоциировался с ней
А в 1971-ом вышел "Чебурашка и Крокодил Гена", ставший в какой-то степени, "лицом" студии и ассоциировался с ней

Но рано или поздно, любой продукт начинает "сгнивать" и Союзмультфильм не исключение. На рубеже 80-90-х годов студия переживает сразу несколько кризисов - кадровый, производственный и творческий. Резко падают объёмы производства, немало мастеров и рядовых сотрудников покидают студию. Она теряет свой статус, и увы, в этот раз, навсегда, ибо думаю не стоит пояснять, что же произошло в 90-х.

"Бандитские" 90-е

-10

Как мы все знаем, в 90-е СССР прекратил своё существование (на радость некоторым). Закончилась тихая советская жизнь, кругом была нищета, бандиты и все перестали быть друг другу товарищами, каждый выживал как мог.

Собственно, вот и причина, почему же "у нас не как во Франции", как любят выражаться не особо уважаемые мной люди, но давайте об этом в другой раз

Такие резкие перемены сильно ударили по студии. Она лишилась здания, в котором размещалось кукольное объединение. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование. Творческий коллектив студии практически разваливается.

99-е - наши дни

Но рано или поздно, всё страшное заканчивается. Подходит к концу XX-ый век, власть потихоньку сменяется, бандиты начинают исчезать и все привыкают к новой жизни в новом мире. В том числе и Союзмультфильм. И казалось бы, всё, снова куча состава, кризис пережит, можно снова делать мультфильмы, как раньше. Да? Да???

Увы, порой надежды бывают совершенно не оправданы, и Союзмультфильм такой случай
Один из сравнительно новеньких проектов - "Богатырята". Хотя больше напоминает "Детей против Волшебников", с такими же бессмысленным сюжетами
Один из сравнительно новеньких проектов - "Богатырята". Хотя больше напоминает "Детей против Волшебников", с такими же бессмысленным сюжетами

Ныне, Союзмультфильм напоминает российскую версию Диснея, чаще всего делая ремейки своей классики, пытаясь собрать как можно бабла с их новой аудитории.

Кстати, напишите в комментариях, хотели ли бы увидеть статью про историю Диснея от моей руки

Тем не менее, тут вероятность 50 на 50. Либо ремейк окажется интересным и понравится зрителям и критикам, либо, как это было с ремейком "Ну, Погоди!" - окажется полностью несмотрибельным шлаком (с весьма, сомнительным, мягко говоря, коммьюнити).

На "Кинопоиске" сие творение имеет рейтинг "3,0" и вполне заслуженно
На "Кинопоиске" сие творение имеет рейтинг "3,0" и вполне заслуженно

Есть ещё и третий вариант. Мультфильм может оказаться так себе, лишь на первое время, и со временем, учтёт свои ошибки и исправится, как это было с новым "Простоквашиным".

Первые серии "нового Простоквашино", действительно были... довольно попсовыми, так сказать. Но со временем, мультфильм стал более-менее смотрибельным
Первые серии "нового Простоквашино", действительно были... довольно попсовыми, так сказать. Но со временем, мультфильм стал более-менее смотрибельным

Но к сожалению, зачастую, новые проекты Союзмультфильма всё же проваливаются. Мультфильмы получаются бездушными, детскими, с глупенькими персонажами и зачастую наживаясь на классике. Хайп на костях, иным словом.

И смотря на это, становится немного грустно, во что превратилась одна из самых известных студий, подарившая детство нам и нашим родителям, превратилась в, по сути, дойную корову

На этом данная статья подходит к завершению, оценивайте, критикуйте, предлагайте!

#союзмультфильм

#мультфильмы

#анимация

#мультики