Первое сентября…
День, который, по-идее, должен быть радостным. В котором есть некое обещание приятного процесса — познания нового. Да, именно так, учёба — или усвоение новой информации — для человека эволюционно приятный процесс, важный, нужный, необходимый. Познание нового — это человеческая потребность. Она встроена в нас с тех самых пор, когда наши дикие предки обитали в саванне. Им жизненно необходимо было знать, где растут полезные плоды, а где ядовитые, где логово хищников, а где непроходимые места. То есть это в нас встроено, вшито в жесткий диск.
Почему же у тотального большинства школьников такое четкое отвращение? Я каждое лето спрашиваю детей, с которыми работаю: «Ждешь школу?», из тридцати один может ответить «Да, я встречусь с друзьями»! Ни «Да, у нас добавится новый предмет» , ни «Да, мы будем делать интересные проекты». Нет. Если и есть радость от сентября, связана она с друзьями. Как так вышло? Что и когда пошло не так?
Разбирать несовершенства школьной системы мы не будем. И куда более светлые умы твердят об этом «а воз и ныне там». Я лишь поделюсь некоторыми заметками для родителей. А в следующей статье дам рекомендации, как организовать процесс обучения с минимальными потерями.
- Ни о каком «индивидуальном подходе» речи не идёт. Массовая школа и ее стандарты нацелена на среднего здорового ребёнка. Скорость протекания психических (мыслительных) процессов у всех детей разная. Дети с СДВГ с задержкой психического и/или речевого развития вообще не учитываются. То, что под силу одному ребенку (выучить пять словарных слов за десять минут), не под силу другому еще какое-то время. Зона ближайшего развития у каждого своя! (Но кто б об этом думал).
- В нашей культуре послушания ценность человеческой (детской) личности стремится к нулю. Я работаю с детьми/подростками и из частных престижных школ, и из обычных муниципальных. Везде учителя (не все, конечно) злоупотребляют властью. Где-то учитель может кинуть нелестный комментарий по поводу одежды, иной, не дрогнув сердцем, отзовется (унизит) по-поводу умственных способностей, ну а самые «просветленные» и физическим наказанием не побрезгуют, ибо впечатаны (видимо) в сознание несущих свет учения слова Соломоновы «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына».
- Зацикленность на оценках и тотальный страх ошибок. Получить хорошую оценку (отметку) это всё, что волнует школьника, по крайней мере, в промежутке между первым и выпускным классами. Качество реально усвоенных знаний никому не интересно. Ошибка воспринимается как нечто страшное и позорное, то чего быть (случаться) не должно. А между тем, если бы мы всё знали (не совершали ошибок), зачем нам иди учиться?!
- В школе отбивают надобность развивать критическое мышление. Потому как никому не нужно, не интересно и не важно твое мнение. А важно знать «Что хотел сказать автор?» и чтобы это его хотение никак не отличалось от спущенного сверху прости господи ФГОС.
В таких условиях детки послабее привыкают к роли неудачника, срастаются с ней, как герой Джима Керри с маской из одноименного фильма. Ненавидят школу и все, что связанно со словом «учёба». Идут работать, строят карьеру иногда более успешно иногда менее, овладевая знаниями в процессе, часто и не осознавая, что обучение их присходит непрерывно с каждой новой задачей. И что, у них, ведь получается освоить необходимые им ЗУН (знания, умения, навыки).
Отличники же или ребята «посильнее» классу к пятому понимают, что школа — место, где особо напрягаться не надо, и либо образовываются сами (родители/репетиторы), либо расслабляются, растрачивая (ли?) свой потенциал в других сферах.
«Кто виноват?» судить сложно , а вот «Что делать?» попробуем разобрать в следующей статье.
Автор: Лиана Татаркулова
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru