Найти тему
Пси-лаборатория

Мотив Медузы Горгоны во сне (юнгианский анализ)

Этот материал я посвящаю своему дедушке, Гликину В.П. – историку и большому ценителю мифов древней Греции.

“Пациенту нельзя внушить истину, при этом мы обращаемся только к его голове, он должен сам дойти до этой истины — тогда мы достигнем сердца, что затрагивает глубже и действует сильнее”.

К.Г. Юнг

Фрагмент сна: “Мы стоим у вешалок, я ищу свое светлое пальто и не могу найти. Нахожу перевешанным – значит его кто-то брал. Я ищу в карманах ножницы, мне нужно их взять с собой. В карманах лежат какие-то вещи – много мелочей. Я с трудом нахожу ножницы, беру их и мы уходим – я и моя знакомая. Мы идем по городу туда, где нас уже ждут. Я говорю, что нужно идти по этой дороге, я знаю куда идти. Мы обходим огромное здание – собор, который отбрасывает тень. Мы проходим мимо и выходим на проспект. По разные его стороны стоят дома с красивыми фасадами - город старинный. Знакомая говорит, что там, куда мы идем - парикмахер, он ждет меня и заочно признавался мне в любви. Я отвечаю, что этого мне еще не хватало после второй свадьбы. “Все мои бывшие мужья уже женились”.

Мы входим в коридор, но это все еще уличный проход между замками. В первом пролете невероятно красивый потолок в викторианском стиле. На стенах первобытные рисунки и рисунки индийских божеств. Они словно нарисованы на штукатурке поверх средневековых рисунков и красивых картин. Мы с моей знакомой поражаемся этой красоте. Мы идем дальше, нам нужно зайти в дверь, она маленькая. Меня чуть качает. Я дотрагиваюсь до стены и включается сигнализация. Я говорю, что нужно лезть в дверь быстрее. При этом мы продолжаем обсуждать это сочетание на стенах. Моя знакомая говорит, что скорее всего здесь будет сделан ремонт. Я отвечаю, что вряд ли - здесь ценно то и другое - это историческая ценность. Она со мной соглашается. Мы проходим в дверь, там еще один коридор, но стены у него не цельные. Вдалеке виднеются фасады старинных домов (...)”.

Ориентируясь на заключение Х.Дикманна, сделанное в книге “Методы в аналитической психологии”, о важности субъектных ассоциаций, как спонтанных мыслей, воспоминаний и чувств, связанных с персональной историей жизни и индивидуальной душой пациента, сновидице было предложено предположить то, о чем мог повествовать данный фрагмент сна. По ее мнению он мог символизировать происходящие сейчас процессы обучения и личную терапию, которую она проходит у аналитика. В них она все больше познает бессознательное, о чем могут рассказывать древние рисунки и картины на стенах вдоль уличных пролетов. Очарованность рисунками похожа на чувства, которые сновидица испытывает, когда погружается в книги и учебные материалы, связанные с психологией. Таким образом путь, который она совершает во сне, это процесс ее самопознания. Знакомая же, которая ее сопровождает, может быть терапевтом, или собирательным образом сообщества психологов, с которыми сновидица общается в рамках учебы и практики. Дверь, через которую они проходят – это процесс рождения в новой профессии, в новом статусе и на новом месте.

Учитывая то, что субъектные ассоциации касаются лишь сознательного материала, они будто верхушка айсберга. В своей книге “Практическое использование анализа сновидений” Юнг писал: “Как в сознании есть не только желания и опасения, но и бесконечное множество других вещей, так существует и большая вероятность того, что наша сновидящая душа обладает таким же, а может, даже и намного большим богатством смыслов и возможностей, чем сознание, принципиальная природа которого заключается в концентрации, ограничении и исключительности”. И далее добавлял, – “сон рисует внутреннюю ситуацию, реальность которой сознание вообще не признает или признает неохотно”.

Следуя за интересом и необходимостью зайти за рамки сознательных установок и приблизиться к комплексам личности, мы применили метод амплификаций, который дал нам возможность к анализу обширного подсознательного материала. На это же обратил внимание Х. Дикманн: “метод амплификации гораздо лучше сохраняет близость к объекту, т.е. к исследуемому символу сновидения или фантазии, чем метод ассоциации. Это обогащение символа постепенно или внезапно приводит к прояснению его значения, которое также спонтанно может войти в сознание и таким образом стимулировать процесс трансформации. Метод амплификации позволяет использовать способность символов трансформировать энергию и стимулирует трансцендентную функцию”. Что, безусловно, важно для процесса индивидуации.

При анализе сновидения внимание сновидицы было обращено на такие элементы сюжета сна, как: ножницы, собор и его тень, парикмахер.

  1. Храм стоит в старинном городе между улицами с красивыми фасадами домов. Он отбрасывает тень, через которую проходит сновидица. Здание и обстановка ассоциациируются с Собором парижской Богоматери. В качестве амплификации возникает одноименный роман Гюго, где большое место занимает описание средневековой архитектуры. Героиня романа – юная Эсмеральда, жертва вожделения и зависти. Она погибла от рук мужчин, желавших с ней близости – её свет навсегда ушёл в тень. Подобный сюжет рождает еще одну амплификацию – миф о “Медузе Горгоне”, который был описан Гомером в его знаменитой “Одиссее”. В мифе также особенное место отводится символу Храма. В Храме Афины бог Посейдон надругался над Медузой Горгоной, а богиня Афина, которая испытывала зависть и злость к Медузе, превратила ее в хтоническое чудовище. Так образ принял теневые качества.
  2. Ножницы и парикмахер ассоциируются со стрижкой волос и это символическое прощание с матерью (желание завершить сепарацию). Связь волос с материнским образом подробно описан в книге М.Хирша “Это мое тело...и я могу делать с ним что хочу”. Проход по коридорам и выход через маленькую дверь может символизировать желание родиться, оставить тело матери. Также стрижка косвенно напоминают мотив кастрации. В качестве амплификации вспоминается книга З.Фрейда «Голова Медузы», где описано, что Персей обезглавливает чудовище, испытывая ужас перед кастрацией: “Это происходит, когда мальчик, который до сих пор не хотел верить в угрозу кастрации, замечает женские гениталии, вероятно, половые органы взрослого человека, окруженные волосами, и, по сути, половые органы его матери», пишет Фрейд.

Медуза, до осквернения Посейдоном и мести Афины, воплощает в себе образ молодой матери. Чудовищная Медуза – это запретная мать, а ее женские, естественные органы, которые вызывают недозволенное желание субъекта, заставляют ее “окаменеть” в ужасе от возмездия Отца (либидинозный симптом).

У сновидицы ест ребенок-подросток, кризис которого активирует ее собственный материнский комплекс. Иллюзия идеальной семейной жизни и материнства сталкивается с реальностью. Процесс репарации и адаптации, который, безусловно, является стрессовым за счет подстройки к другим правилам и ритмам, рассеивает первоначальный “невинный” образ идеальной жизни. Воинственная и стратегически настроенная часть в архетипе богини Афины осознает нежную женственность чудовищной и невыносимой. Здесь же активизируется архетип Анимуса (Персея), идущего на встречу с чудовищем (путь к парикмахеру во сне). Персея поддерживает Гермес (архетип Трикстера на границе бессознательного).

1.
Также стоит добавить, что в современной культуре образ Медузы не раз отражал проблему вины, которая вменялась жертве насилия (“victim blaming”). Исходя из сюжета, Посейдон овладел Медузой против ее воли, а Афина свершила над ней не справедливое возмездие. Так и вмененная вина, как и запрет на злость и гнев в адрес обидчика, “уродуют” женщину, трансформируют разрушающий потенциал в аутоагрессию. Данный мотив соотносится с детскими воспоминаниями сновидицы, которые уже возникали в ходе личной терапии. Современное искусство и феминистское движение, провозглашают позитивную сторону женского гнева. Они призывают раскрыть его секреты, пройдя путь к источникам женской силы, через ужасы и глубину отверженных чувств.

Возможно, на данном жизненном этапе, сновидица отрицает свои естественные проявления, в особенности “социально неодобряемые”. Может появляться страх, который компенсируется бессознательным стремлением обеспечить безопасность подавляя в себе крайние чувства. Таким образом, чувства сновидицы уходят в тень, демонизируются, а хтонический архетип при этом, напротив, обретает силу. Увидеть истинную себя (в щите Афины), означает окаменеть. Внутренняя часть сновидицы (Медуза) боится агрессивно-заряженной встречи и последующей казни, из-за чего возникает сильное напряжение (во сне включается сигнализация).

2.
Сновидица направляется на встречу с парикмахером, с ножницами в руках. Она и есть парикмахер, идущий на встречу к самому себе. Во сне присутствует сопротивление к этому акту, которое выражено в мыслях: “
этого мне еще не хватало”. Открытыми для анализа остаются вопросы - “Боится ли сновидица собственных природных женских проявлений?”, “Хочет ли она кастрировать (наказать/отказаться) саму себя?” (Персей). “Можно ли говорить о том, что ее интеллектуализированная часть (Афина) отправляется на уничтожение своей “чудовищной” хтонической части?”, “На каком этапе у сновидицы находится процесс сепарации от родителей?”

К.Г.Юнг пишет: “В практическом толковании мы всегда с пользой можем задать вопрос: какая сознательная установка компенсируется этим сном? Компенсация, как правило, не просто иллюзорное исполнение желания, а реальность, которая становится тем сильнее, чем больше она вытесняется.”

По словам Дикманна, – “Цель индивидуации предполагает расширение опыта и интеграцию бессознательных символических процессов с внешней повседневной жизнью. Символические процессы влияют на скрытые мотивы, придающие форму переживаниям и поведению. Через эту ассимиляцию бессознательного внешний макрокосм и психический микрокосм начинают так взаимодействовать, что бытие человека становится более осмысленным и более полноценным”. Сновидице рекомендовано продолжать самопознание и искать путь к эффективному прохождению репарации, как от матери, так и от ребенка.

Хочется также упомянуть, что в ходе интерпретации сна, имя богини Афины часто, в качестве оговорки, произносилось, как “Артемида”. Такого рода синхронистически проявляющаяся ошибка наводит на мысль о том, что сновидице было бы уместно больше узнать и о богине Артемиде. Являясь покровительницей женских аспектов, Артемида может быть противопоставлена Афине – интеллектуализированной, рожденной из самой головы Отца. Невротическое напряжение, рожденное архетипической местью Афины к Медузе может быть компенсировано принятием в “женском кругу” Артемиды – покровительницы и защитницы женщин. Кстати, на острове Корфу хранится горельеф западного фронтона Храма Артемиды в центре которого изображена Медуза Горгона, прижимающая к себе своих сыновей — Пегаса и Хрисаора. Это можно считать амплификацией на тему принятия архетипа хтонического чудовища, и прекращения его демонизации. Противопоставление Афины и Артемиды здесь следует понимать как процесс энантиодромии, когда в результате соединения противоположностей, рождается истинное – третье и, за счет реализации трансцендентной функции, происходит естественный процесс индивидуации личности.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)