Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Американская ночь" (Франция-Италия) и "История Адели Г." (Франция)

Американская ночь / La Nuit americaine. Франция-Италия,1973. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан-Луи Ришар, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо. Оператор Пьер-Уильям Гленн. Актеры: Жаклин Биссе(т), Валентина Кортезе, Дэни, Александра Стюарт, Жан-Пьер Омон, Жан Шампьон, Жан-Пьер Лео, Франсуа Трюффо, Нике Арриги, Натали Бай и др. Премьера 14 мая 1973. Премия Оскар (1973) за лучший фильм на иностранном языке. Премия BAFTA (1973) за лучшую режиссуру. 0,8 млн. зрителей (Франция).

-2

В мировом кинематографе жанр исповеди встречается нечасто. Однако история искусства знает такие шедевры, как "8 1/2" Ф. Феллини, "Все на продажу" А. Вайды или "Зеркало" А. Тарковского.

-3

"Американская ночь" стоит в этом ряду несколько особняком. Фильм Франсуа Тюффо (1932-1984) не претендует на философскую глубину или новаторство формы. Язык "Американской ночи" – мягок и лиричен. Мир кинематографа, мир взаимоотношений автора-режиссера (здесь Трюффо выступил как бы в роли самого себя), его актеров и персонажей показан в череде бытовых неурядиц, мелких конфликтов, неизбежных романов. Всё происходящее на экране, словно, иллюстрирует знаменитые ахматовские строки: "Когда б вы знали, из какого сора..."

-4

Франсуа Трюффо – большой ценитель женской красоты и артистического таланта не мог отказать себе в удовольствии пригласить на съемочную площадку Жаклин Биссе(т) ("Великолепный", "Бездна"), Александру Стюарт ("Закон выжившего") и Натали Бай ("Провинциалка", "Неделя отпуска", "Возвращение Мартина Герра")...

-5

А что касается названия фильма, то «Американская ночь» прямого отношения к Америке не имеет. Просто этим термином называют дневные съемки, имитирующие на экране ночь. Ведь киноискусство – это, действительно, Великая Иллюзия...

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти», продолжение следует).

-6

История Адели Г. / L’Histoire d'Adèle H... Франция, 1975. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Жан Грюо, Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо (по книге "Дневник Адель Гюго" Франс В. Гия). Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Изабель Аджани, Брюс Робинсон, Сильвия Марриотт и др. Премьера 8 октября 1975. Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке и лучшей актрисе (И. Аджани) (1975). Премия «Давид ди Донателло» — лучшей иностранной актрисе (И. Аджани) (1976), приз Мельес (1976). 0,8 млн. зрителей (Франция).

-7

…1863 год. Младшая дочь Виктора Гюго – Адель (Изабель Аджани) – в канадском Галифаксе разыскивает английского лейтенанта, в которого она влюбилась, когда жила в Великобритании. Лейтенант встречает ее холодно, но Адель пытается во что бы то ни стало вернуть его любовь…

-8

Эта психологическая драма Франсуа Трюффо (1932-1984) поставлена на основе реальных фактов, но под кинопером выдающегося режиссера и в проникновенном исполнении Изабель Аджани, получившей за эту роль несколько престижных наград, приобрела новые краски.

-9

Как всегда превосходна здесь операторская работа Нестора Альмендроса, создавшего исключительные по своему светоцветовому качеству портреты персонажей.

-10

Нестор Альмендрос (1932-1992) успешно работал с Франсуа Трюффо в фильмах «Дикий ребенок» (1969), «Семейный очаг», (1970), «Две англичанки и Континент» (1971), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зеленая комната» (1978), «Ускользающая любовь» (1979), «Последнее метро» (1980) и «Веселенькое воскресенье» (1983). Не менее значимо было его сотрудничество с такими режиссерами, как Эрик Ромер («Моя ночь у Мод», «Колено Клер», 1969; «Любовь после полудня», 1972; «Полин на пляже», 1983 и др.), Теренс Малик («Дни жатвы», 1976), Роберт Бентон («Крамер против Крамера, 1978; «Места в сердце», 1984 и др.), Алан Пакула («Выбор Софи», 1982). За операторскую работу в «Днях жатвы» Н. Альмендрос был награжден Оскаром.

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти», продолжение следует).