Найти тему
Я с бреветом

Тиманский торговый тракт. 300 км по тайге на фэтах

Оглавление

Самый интересный и сложный бревет "Легиона"-2023

Маршрут бревета
Маршрут бревета

То, что грунтовая 300-ка покажет мне и небо с овчинку, и почем фунт лиха, я прекрасно понимала задолго до старта. Но в конце концов, главное - ввязаться в драку, а там разберёмся. Не ввязаться было выше моих сил: во-первых, когда еще на Севере будет такой роскошный золотой сентябрь, и во-вторых, как будто специально к визиту нашей двухколесной ревизионной комиссии один из проблемных участков грунтовой дороги подравняли грейдерами, а второй так и вовсе закатали в свежий асфальт. Есть и еще и в-третьих: я очень неровно дышу к новым северным маршрутам, тем более, маршрутам историческим. Тиманский торговый тракт - тот самый случай: первые 200 км дистанции - фрагмент старого торгового тракта, по которой на рубеже 19-20 веков зыряне перевозили грузы (древесину, рыбу и пушнину) в Европейскую часть России через Урал.

Так что официальный слоган события звучал так: "Влипни в историю!". Чуть менее оптимистичный вариант, который я держала в уме - "Погрязни в истории". Но слава богу, обошлось:)

Особенности бревета и основная статистика

По традиции, для тех, кому лень читать многобукав, информационная выжимка:

  • Бревет 300 км, преимущественно (чуть более чем на 2/3) грунтовый. Лимит времени стандартный: 20 часов. Фактическое время 17.58, время движения 14.30.
  • Суммарный набор высоты: 2200 м
  • Средняя скорость: 21,5 км/ч
  • Велосипеды: фэтбайки (один из участников был на МТБ)
  • Режим прохождения: машина сопровождения на протяжении всего маршрута (спасибо, Руслан, без тебя мы бы померли)
  • Температурный режим: суммарный перепад 20 градусов - от 26 днем до 6 в темное время суток

Готовность номер один

Старт бревета был запланирован утром в субботу 2 сентября из села Усть-Кулом (300 км от Ухты). Мы выехали туда в пятницу вечером на легковой машине участника клуба "Легион" Евгения Бахтина, в которую не иначе как с помощью высших сил влезли три фэта и трое ухтинских легионеров: Михаил Истомин, Алексей Спичонок и я.

Честно признаться, глядя на объемный багаж моих более опытных сокомандников, я слегка стрессанула. Со мной был только 8-литровый рюкзак с теплой велоодеждой и термосом. Ребята экипировались куда серьезнее - предусмотрели даже сменную контактную обувь на холодное время суток. "Ладно, где наша не пропадала, отожму у Лехи теплые носки, а у Миши карбоновые колеса", - успела подумать я, и мы стартанули на ночь глядя в глухую тайгу.

100 км до поворота от Верхнеижемского на Усть-Куломское направление пролетели ожидаемо быстро в силу преимущественного неплохого покрытия и оставшиеся 200 км я внимательно изучала... кхм.. ну, скажем так, трассу, вернее, ее фрагменты, выхваченные светом фар из темноты леса, обступившего с двух сторон грунтовую дорогу: сплошной песок, отдельными участками перемежающийся с землей и мелким гравием. По пейзажу и рельефу - ничего впечатляющего.

В гостиницу Усть-Кулома прибыли практически в расчетное время - в 1.10. В моем одноместном номере вполне сносно - кровать есть, это главное:

-2

У ребят тоже нормально. Поужинали и разбежались спатеньки - на отдых осталось менее 5 часов. Побудка в 6.00.

-3

Старт. Усть-Кулом. 2 сентября. 7.30

Усть-Кулом. Старт.
Усть-Кулом. Старт.

Итого - четверо лосей на карбоне (сыктывкары Александр Попов и Миша Голяшов присоединились к нам утром в день старта) и девочка с бантиком на тяжелой раме и на топталках (господи, прости, живой бы доехать).

Что рассчитанный треком Михаила Истомина суммарный набор 1400 м - чистой воды профанация, становится ясно на первых 70 км. Благо, их мы едем по тому самому свеженастеленному асфальту, мы свежие после 4х-часового сна, и средняя пока еще работает на нас. Подъемчики очень бодрые и помогают проснуться. Я, честно говоря, слегка офигеваю от нагрузки и стараюсь переключить внимание на пейзажи прилегающих поселков. Иногда получается.

-5

Я давно писала, что волонтеров, обеспечивающих грузовую и продовольственную поддержку наших бреветов, надо причислить к лику святых. Это те самые люди, благодаря которым мы накормлены, одеты и при этом едем налегке. В нашем случае это Руслан, предупредительно обходящий нашу группу пару раз за десяток км и везущий все наше барахло и еду. Еда - это офигеть, как важно, если вам ударило в голову проехать 300 км на тяжелом велике по песочку посреди глухой тайги.

-6
-7
-8

КП-1. С. Помоздино. 2 сентября. 11.03. 72 км от старта.

-9

КП-1 было мудро предусмотрено рядом с магазином "Пятерочка". Однако лучшее из ассортимента наши волонтеры купили, выкатили и разрезали заранее - правильно, арбузик. Ну, подумаешь 3-4 лишние технические остановки на маршруте - зато вкусно!

Арбуз закончился быстро. Потом закончился асфальт. И следующие примерно 130 км маршрут для меня выглядел примерно вот так:

-10

КП-2. дер. Пузла. 2 сентября. 14.37. 133 км от старта

-11

-12

Жареный хариус, суп из тетерки, курица и деревенский хлеб - ребята, я могла бы перечислять долго, но скажу главное: из Пузлы мы уехали с "пузлами", об которые колени задевали еще пару часов. Чтобы слегка встряхнуться и разгрузиться после вкусного домашнего КП, заехали на местную достопримечательность - "фонтан". Он же ключ предельно чистой воды, которую в 40-х годах прошлого века обнаружили геологи, искавшие в этом районе нефть.

-13

Тот самый случай, когда природный гейзер рукотворно укрепили и калибровали.

-14

Потом с нами случилось еще много красивых мест.

-15
-16
-17

КП-3. Пос. Верхнеижемск. 19.48. 2 сентября. 205 км от старта.

Где только не живут люди, вот что я скажу. Причем люди хорошие и отзывчивые. Стоило нам бросить велики на траву и углубиться по самые гланды в машину сопровождения, как проходящие мимо девушки поинтересовались, все ли у нас в порядке. "Нет!" - ответил Саша. - "Мы проехали 200 км на фэтах и очень хотим кушоц!". Следом за девушками припылили местные пацаны на чугунбайках и с полчаса обсуждали нас и наши велосипеды, в частности, где мы прячем двигатели внутреннего сгорания, как справляются памперсы в наших шортах с условиями жесткой гонки, исключающей штатный режим сброса балласта, а еще куда и зачем мы едем. Когда меня перестал смешить их инсайдерский контент, я предложила пацанам дружбу, бутерброд, чашку кофе и проводить нас до Ухты. "Куда-куда?!", - уточнили пацаны. - "Не, мы тогда домой!"

И правильно. Сами доедем. Не хватало еще местной шпане в скорости проигрывать, потому что сил, честно говоря, никаких.

Фигово помню эту сотню. Сильно устала все-таки. Помню сначала асфальт, потом классный асфальт и долгие спуски, потом несколько участков грунта километров по 14. А еще темно и холодно.

А еще помню, как ехала и думала: парадоксальные мы все-таки люди: пять человек сели на тяжелые велосипеды, чтобы выстрадать 300 км по грунтам. И вот мы едем думаем: "боже, скорее бы кончился этот чертов грунт и начался хотя бы фиговенький асфальт!"

КП-4. Пос. Седью. 23.54. 2 сентября. 273 км от старта.

Плюс в том, что до финиша осталось 27 км предельно знакомой (даже в темноте) дороги. Минусов не обнаружено. Сил тоже. Да и не надо. Садимся и едем, предварительно натягивая на себя все обнаруженное в рюкзаке - ночь довольно холодная.

Через 20 км ночная трасса ожидаемо впадает в городскую хорошо освещенную развязку. Аэропорт, он же пос. Дальний. Один подъем, два спуска (лучше бы наоборот, подъемы согревают).

К черту. Первомайская площадь. Ухта. Два Михаила и один Алексей. Через 15 минут подъезжает Саша и едем на финиш. Не важно, сколько там на твоем навигаторе - ты должен финишировать маршрут.

Финиш. Ухта. 01.28. 3 сентября. 300 км от старта.

Финиш бревета. Почти как живые
Финиш бревета. Почти как живые

Итоги и выводы

  • 72 месяца - именно такой срок восстановления определил навигатор одному из наших участников
  • Финишировала вся группа Ухта-Сыктывкар КВМ "Легион", 5 человек
  • По субъективным ощущениям участников этот бревет был сложнее традиционной зимней 200-ки (я не могу сравнивать, зимнюю еще не ездила)
  • Топталки - зло. Ноги начали неметь на половине дистанции. Поиск удобного положения ноги на педали отнимает силы и время (чем ближе к финишу и чем меньше сил, тем в большей степени это одно и то же)
  • Исходя из результатов грунтовой 300, могу предположить, что предстоящую 200-ку проеду. Впрочем, не исключено, что подамся в волонтеры и буду жарить лопать шашлыки на КП.
  • К сожалению, мне понравилось. Придется повторить. Тем более, что в моих планах круговой маршрут торгового тракта через Сыктывкар и пос. Боровой - а это почти полноценная 600-ка.

Всех обнимаю и Ride On. Какие планы на осень?

-19