Этим летом я озадачилась идеей найти место впадения реки Каракол в Урсул. На поиски этого места я отправлялась дважды.
Первый раз в июле 2023 года. Свернув с Чуйского тракта вправо, проехав временную переправу через Урсул, тогда там была реконструкция моста, я оставила машину на обочине дороги и, взяв с собой рюкзак с фотоаппаратурой, пошла на поиски устья реки Каракол.
Шла я по пойме, что располагалась между реками Каракол и Урсул. В июле эта пойма была весьма сырой. Я смогла дойти до довольно бурной протоки, вероятнее всего Каракольской, Но переправиться через нее было невозможно. Идти искать пути прохода, тоже было нереально. Передвигаться по весьма низкой пойме можно было только по «кочкам». Вымочив ноги, я решила вернуться к поискам «загадочного» устья Каракола позже.
Позже настало 29 августа 2023 года.
Этим дождливым утром я ехала по делам на Чике-Таманский перевал. Дождь лил, не переставая всю ночь, утро и захватил день.
Памятуя о пословице, что «ранний гость до обеда», я все же рассчитывала на то, что он – дождь закончится к обеду.
Возвращаясь с Чикета, я заглянула в визит-центр Каракольского парка, после чего решила снова поискать место впадения реки Каракол в Урсул.
Почему-то я решила, что это именно впадение Каракола в Урсул.
Но все оказалось совсем не так. Это было не впадением меньшей реки в большую, а именно слиянием почти равнозначных рек.
В этот раз я решила все же осмотреть место прежнего поиска. Но в Урсульско-Каракольской пойме ситуация изменилась в сравнении с июльской, но не кардинально.
Там, в пойме было все также: передо мной предстала кочкарная заболоченная пойма. Та Каракольская протока уменьшилась, она была уже не протокой, а представляла собой стоячий водный объект. Но переправиться через него мне все, же опять не удалось.
Я решила заехать для поиска с другой стороны: через село Каракол. Мне казалось, что проехав через село к Урсулу и, пройдя вдоль его левого берега, я непременно увижу устье Каракола.
Здесь, как показали поиски, я была права наполовину.
Я выехала на Чуйский тракт и свернула во второй проулок села вправо. После дождя сельские дороги были ужасными. Мне постоянно казалось, что я вот-вот пробью колесо.
У проходящего мимо мужчины я поинтересовалось, откуда мне можно посмотреть на впадение Каракола в Урсул. Своим вопросом я поставила местного жителя в некоторое замешательство. Он меня отправил в то место, откуда я приехала уже ни с чем.
Я была удивлена, что житель села не знает места впадение реки, по наименованию которой и названо село. Но мужчина был очень доброжелателен и посоветовал мне далеко на машине по их дорогам не заезжать.
По лабиринту улиц я выехала к крайнему западному дому села, где оставив машину, выдвинулась к реке.
Река Урсул видна не была, ее загораживала высотой в метр каменная насыпь, которая, по всей видимости, должна была защищать домовладения от весенних разливов Урсула.
По плоской вершине вала я дошла до автомобильного моста через Урсул и, перейдя его, остановилась в раздумье. У меня был выбор идти налево или направо.
Пока я думала, к мосту подошли парни. Я и их спросила про место впадение Каракола в Урсул. Они тоже таким вопросом никогда не интересовались, но уверенно сказали, что слева его точно нет.
Я прошла от моста прямо. Там, за деревьями виднелись сельскохозяйственные угодья. Осмотревшись, мне стало понятно, что действительно идти надо вправо, так как именно там широкой лентой тянулся из глубины Каракольской долины прирусловой лес.
Я решила, чтобы ничего не пропустить идти надо вдоль берега Урсула.
На моем пути было четыре протоки. Но все они были Урсульским протоками. Вода в них была теплой и довольно прозрачной. Первую протоку я смогла перепрыгнуть. Штурмуя вторую протоку, я завязла в грязи. А третью и четвертую протоки я уже переходила вброд. Вода была теплой, поэтому чавканье в ботинках мне не доставила неудобства. Я сразу вспомнила свой походный опыт, когда ботинки на протяжении всего похода не просыхали.
Одно из мест мне показалось стрелкой рек, но тщательный осмотр показал, что это было раздвоение русла Урсула.
В ходе поисков я: то выходила на берег реки, то снова заходила в лес. В очередной раз, идя по лесной тропе, я уперлась в большой речной поток. Он как бы преграждал мне путь: бы поперек моего направления движения, а двигалась я параллельно берегу Урсула. Поток был мощный, быстрый, прозрачный и холодный. Пройдя вдоль него вниз по течению, метров пять, я увидела, что он сливается с другим, равным по размеру потоком, а в месте слияния была видна четкая стрелка. Забравшись на высокий пень, мне открылся вид на этот второй поток. Он слегка изгибался, был более мутным и желтоватым.
Спустившись вдоль берега стремительного потока – Каракола ниже стрелки, я удостоверилась, что два почти равных речных потока неслись как бы навстречу друг к другу под острым углом. После слияния эти потоки идут почти параллельно друг другу, не смешиваясь, некоторое время. Холодный прозрачный синеватый Каракол и мутновато-желтоватый Урсул.
Да, хочу отметить, что это не было впадением реки Каракол в Урсул, это было слиянием рек.
- Вот, оно таинство природы! – подумала я, прогуливаясь вдоль берега и радуясь, как подросток, своему открытию.
Я забрела по колено в Каракольскую часть Урсула и снимала на камеру это чудо. Казалось, что радости моей не было предела.
Но тучи стали вновь стремительно занавешивать небо, поэтом пришлось выдвигаться в обратный путь.
До машины я не шла – я летела над землей. Еще на одну мою загадку нашлась отгадка.
Сегодня, в процессе поисков, у меня почти не было преград. Все сложилось и получилось!
И чудо это находится почти у Чуйского тракта.
Да, со стороны села Каракол это слияние действительно не видно. Возможно, когда-то и было видно, но стрелка постоянно точится и сдвигается вглубь – к западу.
В пойменном лесу было много грибов: сыроежки, подберезовики, волнушки, грузди…. Это те, которые я знаю наверняка, но были и неизвестные мне грибы.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора