Хочу поговорить о таком волнующем моменте, как временное завершение терапии.
Бывает, что после проработки актуальных проблемных ситуаций, и чувств с ними связанных, клиент выходит на плато безопасности, с которого не готов уходить, чтобы начинать более глубокую трансформацию личности в работе с детскими травмами. Не готов к отношениям с терапевтом на более близком доверительном уровне.
Некоторое время клиент может находиться в ожидании, что терапевт как и прежде предложит методы решения проблемы, которые не потребуют дополнительных ресурсов и вложений в отношения с терапевтом. Когда это оказывается невозможным принимается совместное решение завершить на этом этапе терапию.
Часто обе стороны остаются с "привкусом" недосказанности и неудовлетворённости.
Это нормальная реакция на завершение контакта в его промежуточной фазе.
Вопрос в том, что невозможно предложить контракт, в котором будет учитываться вероятность любого форс-мажора, касающегося невозможности дальнейшей совместной работы. Но есть так называемое правило "стоп", благодаря которому клиент защищен от любого негативного воздействия на него в процессе терапии.
Клиент, который относится к терапии исключительно как к сфере предоставления услуг, может проявлять недовольство, злость, так как его ожидания оправдались не полностью.
Но для получения результата в терапии необходимо озвучить свой запрос. И если в предыдущем, иногда довольно длительном контакте, были озвучены проблемы, и происходили совместные поиски их решения, то оказать услугу, которую клиент не выбирает самостоятельно психолог не может.
Если пластический хирург, например, предлагает клиенту изменить форму носа и тот соглашается на операцию, нести ответственность за последствия будет врач.
В случае психотерапии изменения происходят на уровне осознанности и без ясной потребности в этих изменениях они невозможны и бессмысленны.
Можно капризничать, злиться на терапевта, когда он предлагает взять паузу в терапии, и остаться с чувством отвержения и не понимания или признать свою неготовность к дальнейшей работе и необходимость принять о ней своё самостоятельное взвешенное решение.
Чтобы перейти на другой уровень контактирования нужно иметь возможность делиться любыми своими чувствами и не стыдиться быть видимыми в них. Но для этого нужно увидеть психолога уже не как функцию, а как живого человека, личность которого также способна меняется в процессе длительных терапевтических отношений.
Потому-что развитие без движения невозможно. И должно быть движение прежде всего друг к другу, вера в совместное будущее, а уже затем в сторону исцеления от травмы и изменения качества своей жизни. Психотерапия это не только работа в феноменологией клиента, но и встреча на границе контакта в общем поле.
Проживание грусти по поводу расставания необходимо. И можно разделить эту грусть.
Выразить психологу не только благодарность и неудовлетворение но и грусть о предстоящей разлуке. Не обесценивая свои чувства, давая им право на существование несмотря на желание "поставить крест" на отношениях, которые в данный момент не даются так же посильно как в предыдущий период.
Выйти из проекции родитель-психолог нелегко это требует дополнительных усилий. Не всегда для этого есть ресурсы и никто не виноват, если сейчас их нет. Важно не подвергать свои чувства сомнению и оценке.
Можно погрустить или поплакать. Слёзы могут быть легкими, как короткий летний дождь.
Освежающий и помогающий дальнейшему росту.
Можно принять этот опыт как ценный и необходимый, чтобы почувствовать себя более уверено в своем праве на выбор,независимо от того что выбираешь Пусть это даже такая сложная тема завершения отношений.
Понимая, что есть внутренняя готовность встретиться со своей свободой, поискать положительные моменты в этой ситуации. Это и отдых от регулярных встреч в течении длительного времени и изменение фокуса своего внимания, перезагрузка и возможность вернуться к терапии когда для этого будет искреннее желание и возможность принять необходимые изменения.
Автор: Татьяна Малышева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru