ПОЙ СЕБЯ. ЗВУЧИ СЕБЯ.
«Творчество всегда присутствует в жизни каждого человека в каких-либо его формах...»
Образно-мыслительные методы и педагогические наблюдения.
Мария Селезнёва.
Москва, 2021
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством доклада «Методы формирования вокальный навыков у певцов- любителей средствами образного мышления» на всероссийской научно- практической конференции «Образовательная среда сегодня: теория и практика» (Чебоксары, 2020), а также участием в VIII всероссийской научно-практической конференции «Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату» с докладом на тему «Формирование вокальных навыков средствами образного мышления» (Краснодар, 2021), которые находятся в печати одноименных сборников в электронном и печатном виде.
Авторские права защищены!
- Формирование навыка освобождения от вокальных зажимов.
- Упражнение «Полет». Свободно расправив руки, студент имитирует полет с парашютом или на параплане, при этом протяжно, полным звуком, на вдохе тянет слог «Ту» на любой удобной ноте.
- Упражнение «Бочка». Педагог предлагает представить себя пустой звучащей бочкой на берегу океана, в тени пальм, с полностью расслабленным телом плавно тянем закрытый звук «М», представляя, как звучит все тело, будто музыкальный инструмент, прислушиваясь к «отзвуку от себя».
- Упражнение «Озвученная гимнастика»: потягивание, имитация зевоты, покачивания, сопровождающиеся стоном на любом звуке.
- «Филлин» - легким звуком с придыханием и свободно двигающимися руками имитируем звуки совы.
- Пранаяма – мягкий вдох носом с работой мышц живота, выдох ртом. Вдох левой ноздрей, выдох правой и наоборот.
- «Звучание на бумаге» - изображение своего звука, голоса в красках, формах.
- «Зевок» - имитация зевка со стоном.
- «Раскачка» - на вдох тело потягиваем вверх, на выдохе опускаем вниз с расслабленными руками, головой, шеей, раскачиваясь на любом звуке с гласной «У».
- «Тряска» - ровно и расслабленно стоя у стены, берем вдох, произнося гласную «А», любой звуковысотности, напарник легкими ритмичными движениями создает тряску звучащего, положив ему руки на грудную клетку.
- «Зеркало» - произвольно звучание перед зеркалом.
- «Звуковая практика» - стоя или сидя в удобной позе, глаза прикрыты,
ведем звук «М», представляя его направление в каждую часть тела обеих
сторон по очереди (кисти, предплечья, плечи, ключица, грудь, ребра, бедра, колени, голени, стопы, шея, гортань виски, глаза, макушка головы).
- Формирование навыка певческого дыхания.
- Упражнение «Матрас». Ученик, представляя образ и функционал диафрагмальной мышцы, включает образное мышление, раскачивает диафрагму с помощью короткого звука «с», будто накачивает надувной матрас, тоже самое выполняется, высунув язык (как-будто изображая уставшую собаку).
- Упражнение «Сосуд». Представляем себя пустым сосудом, одна стенка – это спина, другая – живот, воздух – жидкость, которая наполняет сосуд, задача – вообразить, как воздух как жидкость наполняет живот и касается спины, представляем раскрытие сосуда.
- «Корова» - берем легкий вдох носом (будто вдыхаем аромат цветка), тянем звук «М», направляя вдох в нижне-рёберную часть, представляем корову, которая расправляет худые бока.
- «Собака» («Ёжик») – частые вдохи с открытым ртом, высунув язык, при этом следим за работой диафрагмы. Анатомически диафрагма работает на рывке (смех, кашель, икота)
- «Раскачивание» - короткий звук «с» с движением диафрагмы в одном темпо-ритме.
- «Груз» - лежа на спине, укладываем легкий груз на живот (книга), делаем легкие вдохи и спокойные выдохи, наблюдая за движением груза.
- «Паровоз» - порционные выдохи на звук «Ф» с ритмическим рисунком на 2/3/4.
- «Мороз» - легкий удлиненный выдох на ладони, будто согреваем их, рот слегка открыт, сохраняем поднятое мягкое небо и объем в гортани.
- «Юбка» - легкий вдох, удлиненный выдох, сохраняем «раскрытие» нижне-рёберной части и живота (будто пышная раскрывающаяся юбка)
- «Массаж» - спокойный вдох с направлением в нижне-рёберную часть, на удлиненном выдохе делаем дробный массаж живота и спины.
- «Шарик» - легкий вдох, медленный выдох, экономно расходуем воздух, выдыхая на звук «С», представляем две тонкие струи воздуха (вторую воображаем из центра диафрагмы), держимся в «раскрытии» максимально долго.
- «Бокал» - делая вдох, представляем как наполняемся будто бокал, одна сторона которого живот, другая спина. Максимально раскрываемся во вдохе.
- «Стоя на месте» - вдыхая, представляем будто дыхание стоит на месте.
- «Ассоциация» - диафрагма, мышца, разделяющая верхнюю часть тела от нижней, ей невозможно дать сигнал к действию. В данном упражнении на вдохе мы представляем как максимально опускаем диафрагму (на вдохе она выгибается, на выдохе снова приходит в купальное положение).
- «Телефон» - четыре пальца ставим на точку немного ниже солнечного сплетения, расслабляем губы, с помощью их колебания имитируем ритмичный звонок телефона, как-бы выталкивая воздухом данную точку.
- «Коктейль» - легко, плавно дуем через трубочку в стакан с водой, тренируем плавный выдох (пение – это озвученный выдох), упражнение отлично подходит для детей.
- «33 Егорки» - на одном вдохе поставлено, в среднем темпе произносим фразу «Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка...» и т.д.
- «Деревья шумят» - подняв руки, на одном вдохе имитируем качающиеся на ветру деревья, на звуке «Ш», плавно выдыхаем, хорошо подходит для младших учеников.
«Поцелуй» - упражнение , позволяющее прочувствовать так называемую «вторую диафрагму», сидя на стуле, стараемся на выдохе стремиться копчиком к стулу, почувствовав мышцу в тазовой области,
стремимся к «раскрытию», слега тужась (максимально включаем образное мышление).
- Формирование навыка интонирования.
- Упражнение «Гамма в картинках»: пропевание гаммы (в удобной тесситуре) с представлением образа к каждой ноте, и низких и высоких (к примеру: до – это глубокое и прозрачное озеро).
- Упражнение «Лифт». Студент ассоциирует движение мелодии с качелями или лифтом, где происходит некое опевание, необходимо петь предыдущую ноту и будущую ноту с движением по полутонам вверх и вниз в пределах диапазона обучающегося.
- «Интонирование» - пение, интонирование выбранной композиции или вокализа на слогах «нэй», «вэй, «вай».
- Формирование навыка сглаживания регистров.
- Упражнение «Вокальный продув»: ведение звука «в» по хроматической гамме с направлением ноты в межбровье или на кончик носа.
- Упражнение «Глиссандо». Учащийся воображает взлетающий и приземляющийся самолет или просыпающегося и засыпающего дракона, движение от низких к верхним нотам и наоборот, в верхние ноты «добавляем» нижних и наоборот, глиссандо, на гласных «а», «о», «э», «и», «у».
- «Удивление» - закрытым звуком имитировать вопросительную интонацию удивления, скользящим движением звука снизу вверх, далее интонация «поняла», скольжение звука сверху вниз.
- «Прикрытие» - пропеваем ноты по октавам диапазона, представляя легкое «прикрытие» каждого звука.
- «Скольжение» - пение отличается от речи неким скольжением. Выполняем упражнение, ведя звук будто скользим по звукоряду, по- минимуму применяем лицевые мышцы.
- «День и ночь» - пение фразы «День и ночь» по полутонам в пределах диапазона, с плавным переходом от одного слова к другому (legato).
- «Кошка» - подготовка к объемному звуку, выравнивание «регистровых порогов» от головного к грудному, широко распеваем слог «мэу» (по секундам, терциям), ощущаем дополнительный объем в гортани, раскрытие «задней стенки», мягкого неба.
- «Колыбельная» - распеваем на любых интервалах слог «нэй», спокойное ведение звуки, узкое звучание, речевое пение, сглаживание «регистровых порогов».
- «Выдох» - выдох через нос со звуком, чувствуем назальную часть, прорабатываем головной регистр.
- «Как вкусно» - мычание на звуке «М» по секундам, далее добавляем фразу «Как вкусно» по терциям, спокойный звук, гортанная узость, речевая манера пения, развитие звонкости, работа резонаторов головного и грудного регистров.
- «Мама» - развитие навыка сглаживания регистров в технике «речевого пения». В удобном регистре проговариваем слово «мама», после чего в той же позиции, ровно образуя звук, пропеваем слоги «ма-ма-ма» (по секундам двигаясь вверх).
- «Тортик» - воображаем грудной регистр коржом торта(нижним слоем), сливки и керм представляемого торта - это головной регистр (назалка), крем и прослойка «вокального торта» - микстовый регистр, исходя из этих ощущений, мы поем звук «м» в широкой «задней стенке» в грудном, затем в головном, далее соединяем «корж» (заднюю стенку) с «кремом» (головным регистром), стараемся вести звук спокойно, ровно.
- Формирование артикуляционно-дикционного навыка.
- Упражнение «Скороговорки»: произношение скороговорок на отработку разных согласных («Няня мылом Милу мыла..», «Бык тупогуб...», «Карл у Клары...», «У Сашки в кармашке...», «Вы ли волки ночью выли...», «По Чите течет Читинка...» и т.д.), проговариваются четко, громко, поставлено, студент представляет себя на сцене перед аудиторией, при этом читает скороговорки с различными эмоциями (грусть, злость, радость, настойчивость, испуг.
- «Мягкая челюсть» - мягкое, плавное раскрытие челюсти , пропеваем слог «мо» (по терциям)
- «Берега» - пение по квинтам фразы «Мы перебегали берега, перебегали берега, четкое произношение, отрывистый звук.
- Формирование навыка эмоциональной выразительности.
- Упражнение. Под музыку исполняемого произведения в его ритме учащийся выразительно читает его текст с разной динамикой.
- Упражнение. Исполнение изучаемой композиции в разных стилях.
Таким образом, применяя данные методы и упражнения, мы сделали вывод, что результативность формирования вокальных навыков у певцов- любителей во многом зависит от уровня развития их образного мышления и педагогических методов.
Аффирмации вокалиста!
- В звукоизвлечении существует важная цепь: видение-цель-представление! - Поющему важен автоматизм мышц и психики! (мышечная память)
- Вся ценность в последовательности!
- Воздуха при пении нужно столько же, что и в жизни, и еще немного оставаться! - Пение – передача колебаний воздуха ушам слушателя!
- Успешное пение – передача эмоционального состояния сердцам слушателей!
- Индивидуальный подход к каждому обучающемуся петь!
- Голосовой тренер - духовный руководитель!
- Единство технического и художественного принципа!
- Создание организованной эмоции!
- Ощущение изменений в технике и умение объяснять их!
- Певец – жонглёр своего тела!
- Поющему важно естественное, натуральное состояние!
- В пении не бывает быстро и эффективно, как если сравнить травяной, натуральный и пакетированный чай!
- Продумывание пути вхождения в вокальный образ!
- Придаем особую важность чувствам во время пения!
- Не поставленный голос – это перспектива!
- Не связывать пение с самооценкой, нет понятия хорошо/плохо!
- Основная эмоция – что и как доносишь во время пения произведения!
- Наука – педагог, искусство – ученик!
- Подход к звукоизвлечению со стороны информации, смысла, эмоции!
- Поддержание любви в к себе, своему телу, голосу!
- Поем «не расплескивая эмоции»!
- Применяем образный и логический тип памяти!
- Не доводить эмоциональное переживание в вокальной музыке до действительно натурального переживания!
- Взаимосвязь: настроение – воля – ответственность!
- Творчество как креативный подход к образу, за ним вдохновение, после которого труд!
- Волевой человек – хозяин своего темперамента!
- Проявляем самостоятельность в вокале!
- Дыхание певца должно быть удобным!
- Речь и певческий тембр человека часто разнятся! - Мы не подчиняем дыхание своей воле, т.к. есть регулировочные, рефлекторные механизмы!
- Поющему важно правильно использовать и расходовать воздух! - В процессе пения происходит так называемый импеданс – напор! - Существует индивидуальное положение гортани! - До слушателя звук выходит только из то рта, но предварительно он проходит путь через резонаторы и широкое мягкое небо, опираясь на абдоминальное, диафрагмальное дыхание образованное в свободном теле! - Естественное пение в чистом виде существует только на качественной студийной записи без обработок!
- Мы поем и звучим всем телом, как музыкальный инструмент!
- История блюз, регтайм и джаз уходит корнями в высвобождение!
- Цени пение на расслаблении, миролюбии, эмоции, любви!
- Звучим не мобилизуясь!
- Не управляю, а наслаждаюсь!
- Задаем себе вопрос: «Каким хочешь видеть свой голос?»
- Всегда ведем единую музыкальную мысль!
- Представляем свои звук и пение!
- Оцениваем стилистическую обусловленность!
- Расслабление физического тела с вливанием активного действия!
- Выражаем любовь к своему голосу как к ребенку!
- Применение вставки эмоциональных, внутренних добавлений в паузы между музыкальных строк!
- Всегда делаем видео и аудио записи для себя!
- Три взаимосвязанные вещи для поющего: физиология – психология – музыка! - Голос растет при равномерных задачах!
- Одно и тоже вокальное упражнение подходит с разных сторон к голосу, отрабатывая разные тонкости!
- Поющему важна внутренняя дисциплина!
- Человек из социума подключает к пению естественность, но уже с искусственными проблемами!
- Чаще поем перед зеркалом, отслеживая зажимы!
- Пение отличается от речи тем, что построено на скольжении!
- Рассмотрите звуковедение как «вдаривание» с последующим расслаблением!
- Вокалист – это музыкальный инструмент, трансформер!
- Поющий артист всегда должен осознавать - для чего он выходит к зрителю, что он хочет рассказать ему, уметь настраиваться на своего слушателя!
- Зритель теперь может обмануться только в искренности исполнителя, т.к. по прошествии времени появляется столько ненужного продукта, что зритель обманывается!
С огромной благодарностью к моим преподавателям и наставникам и с наилучшими пожеланиями для вас, мои поющие, звучащие...
М.С.