Найти тему
Дом голоса

Пой звучи себя!Собрание опыта Мари Селезневой(магистр вокального искусства/педагог/инструктор в системе йога голоса)

ПОЙ СЕБЯ. ЗВУЧИ СЕБЯ.

«Творчество всегда присутствует в жизни каждого человека в каких-либо его формах...»

Образно-мыслительные методы и педагогические наблюдения.

Мария Селезнёва.

Москва, 2021

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством доклада «Методы формирования вокальный навыков у певцов- любителей средствами образного мышления» на всероссийской научно- практической конференции «Образовательная среда сегодня: теория и практика» (Чебоксары, 2020), а также участием в VIII всероссийской научно-практической конференции «Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату» с докладом на тему «Формирование вокальных навыков средствами образного мышления» (Краснодар, 2021), которые находятся в печати одноименных сборников в электронном и печатном виде.

Авторские права защищены!

  1. Формирование навыка освобождения от вокальных зажимов.
  • Упражнение «Полет». Свободно расправив руки, студент имитирует полет с парашютом или на параплане, при этом протяжно, полным звуком, на вдохе тянет слог «Ту» на любой удобной ноте.
  • Упражнение «Бочка». Педагог предлагает представить себя пустой звучащей бочкой на берегу океана, в тени пальм, с полностью расслабленным телом плавно тянем закрытый звук «М», представляя, как звучит все тело, будто музыкальный инструмент, прислушиваясь к «отзвуку от себя».
  • Упражнение «Озвученная гимнастика»: потягивание, имитация зевоты, покачивания, сопровождающиеся стоном на любом звуке.
  • «Филлин» - легким звуком с придыханием и свободно двигающимися руками имитируем звуки совы.
  • Пранаяма – мягкий вдох носом с работой мышц живота, выдох ртом. Вдох левой ноздрей, выдох правой и наоборот.
  • «Звучание на бумаге» - изображение своего звука, голоса в красках, формах.
  • «Зевок» - имитация зевка со стоном.
  • «Раскачка» - на вдох тело потягиваем вверх, на выдохе опускаем вниз с расслабленными руками, головой, шеей, раскачиваясь на любом звуке с гласной «У».
  • «Тряска» - ровно и расслабленно стоя у стены, берем вдох, произнося гласную «А», любой звуковысотности, напарник легкими ритмичными движениями создает тряску звучащего, положив ему руки на грудную клетку.
  • «Зеркало» - произвольно звучание перед зеркалом.
    - «Звуковая практика» - стоя или сидя в удобной позе, глаза прикрыты,

ведем звук «М», представляя его направление в каждую часть тела обеих

сторон по очереди (кисти, предплечья, плечи, ключица, грудь, ребра, бедра, колени, голени, стопы, шея, гортань виски, глаза, макушка головы).

  1. Формирование навыка певческого дыхания.
  • Упражнение «Матрас». Ученик, представляя образ и функционал диафрагмальной мышцы, включает образное мышление, раскачивает диафрагму с помощью короткого звука «с», будто накачивает надувной матрас, тоже самое выполняется, высунув язык (как-будто изображая уставшую собаку).
  • Упражнение «Сосуд». Представляем себя пустым сосудом, одна стенка – это спина, другая – живот, воздух – жидкость, которая наполняет сосуд, задача – вообразить, как воздух как жидкость наполняет живот и касается спины, представляем раскрытие сосуда.
  • «Корова» - берем легкий вдох носом (будто вдыхаем аромат цветка), тянем звук «М», направляя вдох в нижне-рёберную часть, представляем корову, которая расправляет худые бока.
  • «Собака» («Ёжик») – частые вдохи с открытым ртом, высунув язык, при этом следим за работой диафрагмы. Анатомически диафрагма работает на рывке (смех, кашель, икота)
  • «Раскачивание» - короткий звук «с» с движением диафрагмы в одном темпо-ритме.
  • «Груз» - лежа на спине, укладываем легкий груз на живот (книга), делаем легкие вдохи и спокойные выдохи, наблюдая за движением груза.
  • «Паровоз» - порционные выдохи на звук «Ф» с ритмическим рисунком на 2/3/4.
  • «Мороз» - легкий удлиненный выдох на ладони, будто согреваем их, рот слегка открыт, сохраняем поднятое мягкое небо и объем в гортани.
  • «Юбка» - легкий вдох, удлиненный выдох, сохраняем «раскрытие» нижне-рёберной части и живота (будто пышная раскрывающаяся юбка)
  • «Массаж» - спокойный вдох с направлением в нижне-рёберную часть, на удлиненном выдохе делаем дробный массаж живота и спины.
  • «Шарик» - легкий вдох, медленный выдох, экономно расходуем воздух, выдыхая на звук «С», представляем две тонкие струи воздуха (вторую воображаем из центра диафрагмы), держимся в «раскрытии» максимально долго.
  • «Бокал» - делая вдох, представляем как наполняемся будто бокал, одна сторона которого живот, другая спина. Максимально раскрываемся во вдохе.
  • «Стоя на месте» - вдыхая, представляем будто дыхание стоит на месте.
  • «Ассоциация» - диафрагма, мышца, разделяющая верхнюю часть тела от нижней, ей невозможно дать сигнал к действию. В данном упражнении на вдохе мы представляем как максимально опускаем диафрагму (на вдохе она выгибается, на выдохе снова приходит в купальное положение).
  • «Телефон» - четыре пальца ставим на точку немного ниже солнечного сплетения, расслабляем губы, с помощью их колебания имитируем ритмичный звонок телефона, как-бы выталкивая воздухом данную точку.
  • «Коктейль» - легко, плавно дуем через трубочку в стакан с водой, тренируем плавный выдох (пение – это озвученный выдох), упражнение отлично подходит для детей.
  • «33 Егорки» - на одном вдохе поставлено, в среднем темпе произносим фразу «Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка...» и т.д.
  • «Деревья шумят» - подняв руки, на одном вдохе имитируем качающиеся на ветру деревья, на звуке «Ш», плавно выдыхаем, хорошо подходит для младших учеников.

«Поцелуй» - упражнение , позволяющее прочувствовать так называемую «вторую диафрагму», сидя на стуле, стараемся на выдохе стремиться копчиком к стулу, почувствовав мышцу в тазовой области,

стремимся к «раскрытию», слега тужась (максимально включаем образное мышление).

  1. Формирование навыка интонирования.
  • Упражнение «Гамма в картинках»: пропевание гаммы (в удобной тесситуре) с представлением образа к каждой ноте, и низких и высоких (к примеру: до – это глубокое и прозрачное озеро).
  • Упражнение «Лифт». Студент ассоциирует движение мелодии с качелями или лифтом, где происходит некое опевание, необходимо петь предыдущую ноту и будущую ноту с движением по полутонам вверх и вниз в пределах диапазона обучающегося.
  • «Интонирование» - пение, интонирование выбранной композиции или вокализа на слогах «нэй», «вэй, «вай».
  1. Формирование навыка сглаживания регистров.
  • Упражнение «Вокальный продув»: ведение звука «в» по хроматической гамме с направлением ноты в межбровье или на кончик носа.
  • Упражнение «Глиссандо». Учащийся воображает взлетающий и приземляющийся самолет или просыпающегося и засыпающего дракона, движение от низких к верхним нотам и наоборот, в верхние ноты «добавляем» нижних и наоборот, глиссандо, на гласных «а», «о», «э», «и», «у».
  • «Удивление» - закрытым звуком имитировать вопросительную интонацию удивления, скользящим движением звука снизу вверх, далее интонация «поняла», скольжение звука сверху вниз.
  • «Прикрытие» - пропеваем ноты по октавам диапазона, представляя легкое «прикрытие» каждого звука.
  • «Скольжение» - пение отличается от речи неким скольжением. Выполняем упражнение, ведя звук будто скользим по звукоряду, по- минимуму применяем лицевые мышцы.
  • «День и ночь» - пение фразы «День и ночь» по полутонам в пределах диапазона, с плавным переходом от одного слова к другому (legato).
  • «Кошка» - подготовка к объемному звуку, выравнивание «регистровых порогов» от головного к грудному, широко распеваем слог «мэу» (по секундам, терциям), ощущаем дополнительный объем в гортани, раскрытие «задней стенки», мягкого неба.
  • «Колыбельная» - распеваем на любых интервалах слог «нэй», спокойное ведение звуки, узкое звучание, речевое пение, сглаживание «регистровых порогов».
  • «Выдох» - выдох через нос со звуком, чувствуем назальную часть, прорабатываем головной регистр.
  • «Как вкусно» - мычание на звуке «М» по секундам, далее добавляем фразу «Как вкусно» по терциям, спокойный звук, гортанная узость, речевая манера пения, развитие звонкости, работа резонаторов головного и грудного регистров.
    - «Мама» - развитие навыка сглаживания регистров в технике «речевого пения». В удобном регистре проговариваем слово «мама», после чего в той же позиции, ровно образуя звук, пропеваем слоги «ма-ма-ма» (по секундам двигаясь вверх).
    - «Тортик» - воображаем грудной регистр коржом торта(нижним слоем), сливки и керм представляемого торта - это головной регистр (назалка), крем и прослойка «вокального торта» - микстовый регистр, исходя из этих ощущений, мы поем звук «м» в широкой «задней стенке» в грудном, затем в головном, далее соединяем «корж» (заднюю стенку) с «кремом» (головным регистром), стараемся вести звук спокойно, ровно.
  1. Формирование артикуляционно-дикционного навыка.
  • Упражнение «Скороговорки»: произношение скороговорок на отработку разных согласных («Няня мылом Милу мыла..», «Бык тупогуб...», «Карл у Клары...», «У Сашки в кармашке...», «Вы ли волки ночью выли...», «По Чите течет Читинка...» и т.д.), проговариваются четко, громко, поставлено, студент представляет себя на сцене перед аудиторией, при этом читает скороговорки с различными эмоциями (грусть, злость, радость, настойчивость, испуг.
  • «Мягкая челюсть» - мягкое, плавное раскрытие челюсти , пропеваем слог «мо» (по терциям)
  • «Берега» - пение по квинтам фразы «Мы перебегали берега, перебегали берега, четкое произношение, отрывистый звук.
  1. Формирование навыка эмоциональной выразительности.
  • Упражнение. Под музыку исполняемого произведения в его ритме учащийся выразительно читает его текст с разной динамикой.
  • Упражнение. Исполнение изучаемой композиции в разных стилях.

Таким образом, применяя данные методы и упражнения, мы сделали вывод, что результативность формирования вокальных навыков у певцов- любителей во многом зависит от уровня развития их образного мышления и педагогических методов.

Аффирмации вокалиста!

  • В звукоизвлечении существует важная цепь: видение-цель-представление! - Поющему важен автоматизм мышц и психики! (мышечная память)
    - Вся ценность в последовательности!
    - Воздуха при пении нужно столько же, что и в жизни, и еще немного оставаться!
  • Пение – передача колебаний воздуха ушам слушателя!
    - Успешное пение – передача эмоционального состояния сердцам слушателей!
    - Индивидуальный подход к каждому обучающемуся петь!
    - Голосовой тренер - духовный руководитель!
    - Единство технического и художественного принципа!
    - Создание организованной эмоции!
    - Ощущение изменений в технике и умение объяснять их!
    - Певец – жонглёр своего тела!
    - Поющему важно естественное, натуральное состояние!
    - В пении не бывает быстро и эффективно, как если сравнить травяной, натуральный и пакетированный чай!
    - Продумывание пути вхождения в вокальный образ!
    - Придаем особую важность чувствам во время пения!
    - Не поставленный голос – это перспектива!
    - Не связывать пение с самооценкой, нет понятия хорошо/плохо!
    - Основная эмоция – что и как доносишь во время пения произведения!
    - Наука – педагог, искусство – ученик!
    - Подход к звукоизвлечению со стороны информации, смысла, эмоции!
    - Поддержание любви в к себе, своему телу, голосу!
    - Поем «не расплескивая эмоции»!
    - Применяем образный и логический тип памяти!
    - Не доводить эмоциональное переживание в вокальной музыке до действительно натурального переживания!
    - Взаимосвязь: настроение – воля – ответственность!
    - Творчество как креативный подход к образу, за ним вдохновение, после которого труд!
    - Волевой человек – хозяин своего темперамента!
    - Проявляем самостоятельность в вокале!
    - Дыхание певца должно быть удобным!
    - Речь и певческий тембр человека часто разнятся!
  • Мы не подчиняем дыхание своей воле, т.к. есть регулировочные, рефлекторные механизмы!
    - Поющему важно правильно использовать и расходовать воздух! - В процессе пения происходит так называемый импеданс – напор! - Существует индивидуальное положение гортани!
  • До слушателя звук выходит только из то рта, но предварительно он проходит путь через резонаторы и широкое мягкое небо, опираясь на абдоминальное, диафрагмальное дыхание образованное в свободном теле! - Естественное пение в чистом виде существует только на качественной студийной записи без обработок!
  • Мы поем и звучим всем телом, как музыкальный инструмент!
    - История блюз, регтайм и джаз уходит корнями в высвобождение!
    - Цени пение на расслаблении, миролюбии, эмоции, любви!
    - Звучим не мобилизуясь!
    - Не управляю, а наслаждаюсь!
    - Задаем себе вопрос: «Каким хочешь видеть свой голос?»
    - Всегда ведем единую музыкальную мысль!
    - Представляем свои звук и пение!
    - Оцениваем стилистическую обусловленность!
    - Расслабление физического тела с вливанием активного действия!
    - Выражаем любовь к своему голосу как к ребенку!
    - Применение вставки эмоциональных, внутренних добавлений в паузы между музыкальных строк!
    - Всегда делаем видео и аудио записи для себя!
    - Три взаимосвязанные вещи для поющего: физиология – психология – музыка!
  • Голос растет при равномерных задачах!
    - Одно и тоже вокальное упражнение подходит с разных сторон к голосу, отрабатывая разные тонкости!
    - Поющему важна внутренняя дисциплина!
    - Человек из социума подключает к пению естественность, но уже с искусственными проблемами!
    - Чаще поем перед зеркалом, отслеживая зажимы!
    - Пение отличается от речи тем, что построено на скольжении!
    - Рассмотрите звуковедение как «вдаривание» с последующим расслаблением!
    - Вокалист – это музыкальный инструмент, трансформер!
    - Поющий артист всегда должен осознавать - для чего он выходит к зрителю, что он хочет рассказать ему, уметь настраиваться на своего слушателя!
    - Зритель теперь может обмануться только в искренности исполнителя, т.к. по прошествии времени появляется столько ненужного продукта, что зритель обманывается!

С огромной благодарностью к моим преподавателям и наставникам и с наилучшими пожеланиями для вас, мои поющие, звучащие...

М.С.