Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Жюль и Джим" (Франция)

Жюль и Джим / Jules et Jim. Франция, 1961. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан Грюо (по роману Анри-Пьера Роше). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Оскар Вернер, Анри Серр, Жанна Моро, Сабин Одепен, Мари Дюбуа и др. Премьера 23 января 1962. Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1962). Гран-при Французской киноакадемии (1962). 1,6 млн. зрителей (Франция).

-2

Два друга – австриец Жюль (Оскар Вернер) и француз Джим (Анри Серр) – накануне первой мировой войны влюбляются в остроумную и обворожительную француженку Катрин (Жанна Моро), которая так и не может решить, кто из молодых людей ей больше нравится…

-3

«Жюль и Джим» – один из самых знаменитых фильмов Франсуа Трюффо (1932-1984), где (практически в нарушении принципов «новой волны») очень много закадрового текста, придающего открытый литературный шарм этой экранизации одноименного романа Анри-Пьера Роше (1979-1959). Роман «Жюли и Джим» был опубликован в 1953 году, а незадолго до смерти вышел еще один роман Анри-Пьера Роше – «Две англичанки и Континент» (1956), который был экранизирован Франсуа Трюффо в 1971 году.

-4

Интересно, что Франсуа Трюффо показал в фильме тринадцать репродукций картин Пабло Пикассо. По мнению М. Лефевра, эти картины – «временные маркеры в фильме, действие которого происходит на протяжении более двадцати лет без признаков старения персонажей, и подсказки, отражающие душевное состояние или трансформации героев».

-5

Французские кинокритики также обращали внимание на сюжетное сходство «Жюля и Джима» с комедией Эрнста Любича «Дизайн для жизни» / «Серенада трех сердец» (Design for Living. США, 1933). Но там, где Э. Любич (1892-1947) вел свою легкомысленную историю к счастливому финалу, Франсуа Трюффо выстраивал тонкую вязь психологической драмы.

-6

Влияние изысканной стилистики «Жюля и Джима» на мировое кино было довольно значительным, и многие мэтры экрана с удовольствием цитировали эпизоды и реплики этой картины в своих фильмах XX и даже XXI века.

-7

Тонкое обаяние изображения в «Жюле и Джиме» во многом обеспечила чуткая к малейшим оттенкам света и тени и очень подвижная камера выдающегося оператора «новой волны» (и не только) Рауля Кутара (1924-2016), киноживописи которого принадлежат такие знаменитые фильмы, как «На последнем дыхании» (1959), «Женщина есть женщина» (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Альфавиль», «Безумный Пьеро» (1965), «Китаянка» (1967), «Страсть» (1982), «Имя Кармен» (1983) Жан-Люка Годара, «Нежная кожа» (1964) Франсуа Трюффо, «Дзета» (1969) и «Признание» (1970) Коста-Гавраса и др.

-8

И, разумеется, нельзя не сказать о потрясающем актерском ансамбле, сыгравшем в «Жюле и Джиме» любовный треугольник: Оскар Вернер (1922-1984), Анри Серр и Жанна Моро (1928-2017).

-9

В заключение отмечу, что судьба распорядилась так, что 21 октября 1984 года Оскар Вернер узнал о смерти Франсуа Трюффо (у которого он снимался не только в «Жюле и Джиме», но и в экранизации фантастического романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»), а через два дня – 23 октября того же года ушел из жизни сам – скончался от сердечного приступа…

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Франсуа Трюффо: по волнам моей памяти», продолжение следует).