Найти тему
частные суждения

Статусные игры Фауста и Мефистофеля.

«Ну, вы меня запарили, однако!»
(с) Мефистофель, реплика из перевода «Фауста» авторства Б. Пастернака

Классический образ Мефистофеля.
Классический образ Мефистофеля.

По весьма распространённому в Средневековье и позже представлению, маг, узнавший имя какого-либо духа, получал над ним полную власть. Этим объясняется известная сцена из «Фауста», когда при знакомстве пожилой учёный упорно пытается выяснить имя явившегося ему чёрта, а тот никак не хочет назваться:

«Фауст: Как ты зовешься?
Мефистофель: Мелочный вопрос
В устах того, кто безразличен к слову,
Но к делу лишь относится всерьез
И смотрит в корень, в суть вещей, в основу,
Фауст: Однако специальный атрибут
У вас обычно явствует из кличек:
Мушиный царь, обманщик, враг, обидчик,
Смотря как каждого из вас зовут:
Ты кто?
Мефистофель: Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла».

Фауст и Мефистофель, современная иллюстрация.
Фауст и Мефистофель, современная иллюстрация.

В этом диалоге есть один тонкий момент, совершенно неочевидный современному человеку. Фауст не просто так упоминает различные клички и перечисляет их. На самом деле это по сути прямое оскорбление собеседника. Если быть совсем точным, то отнесение его к подонкам и мерзавцам, лишённым всяческого уважения. То бишь к деклассированным элементам, самому низу социального дна.

Палач розгами наказывает преступников. Иллюстрация из книги Дж. Харрингтона.
Палач розгами наказывает преступников. Иллюстрация из книги Дж. Харрингтона.

Чтобы не быть голословным, вот цитата из книги Джоэл Харрингтон «Праведный палач», в которой дана картина реалий германского средневекового социума:

«…само наличие прозвища часто указывало на связь с «развязным обществом», если не с преступным миром. Не так выражено, но для большинства современников клички несли на себе социальную стигму…»

Обложка американского издания.
Обложка американского издания.

В том же труде приведены примеры подобных кличек, связанных с «профессиональной специализацией» преступников:

  • «Живчик, Крюк, Пройдоха» — уличные воришки,
  • «Наёмник, Ножны» — грабители,
  • «Кожевник, Восемь пальцев» — карманники,
  • «Игривая киска, Пушистая, Шлифовальщица, Дырка» — проститутки.

Казнь мечом, иллюстрация из той же книги.
Казнь мечом, иллюстрация из той же книги.

Вот как раз с подобными личностями Фауст сравнил своего нового знакомца. Делал ли он это осознанно, с намерением оскорбить? Да, разумеется, люди в то время с социальным статусом не шутили, ведь за неудачную шутку такого рода дворянин вызвал бы на дуэль, а простолюдин бесхитростно врезал по морде. Но чёрта Фауст почему-то оскорблять не опасался. И, как видно по тексту, Мефистофель в самом деле предпочёл данное оскорбление проглотить молча.

Оперный бас А.Ф. Кривченя в роли Мефистофеля.
Оперный бас А.Ф. Кривченя в роли Мефистофеля.

Может, ему было всё равно и он вообще не обращал внимания на свой социальный статус? Или же он, будучи существом потусторонним, не разбирается в человеческом обществе? Это не так, в хижине ведьмы он развлекается таким образом:

«Мефистофель, дотягиваясь и обмахиваясь веником, продолжает: Я, как король, на вас взираю с трона. Вот скипетр мой, и только нет короны».

Мефистофель, фанарт.
Мефистофель, фанарт.

И далее, в разговоре с хозяйкой помещения:

«Не узнаешь? А я могу
Стереть, как твой прямой владыка,
С лица земли тебя, каргу,
С твоею обезьяньей кликой!
Забыла красный мой камзол?
Стоишь с небрежным равнодушьем
Перед моим пером петушьим?
Не видишь, кто к тебе пришел?»

Оперный бас Джон Релиа в роли Мефистофеля.
Оперный бас Джон Релиа в роли Мефистофеля.

Камзол и петушиное перо здесь упомянуты не зря, они в то время являлись маркерами дворянской одежды. Мефистофель претендует на почитание не только потому, что ведьма его подчинённая, но и как лицо благородное, которому смеет дерзить какая-то простолюдинка. Так что в социальных ролях этот посланец ада разбирается великолепно. И дерзкую выходку Фауста, который сравнивал его с уличным отребьем, он забыть никак не мог. Почему же он в тот момент не отреагировал на оскорбление должным образом?

Фото с оперы «Мефистофель». Владивосток, 2015 г.
Фото с оперы «Мефистофель». Владивосток, 2015 г.

Причина видимого спокойствия Мефистофеля в первой беседе с Фаустом совершенно очевидна. Он, как любой менеджер по продажам, не хочет упустить очень важного клиента. Поэтому он не может себе позволить обижаться и скандалить с заказчиком его услуг. В то же время, сразу называть своё имя он тоже не намерен, поэтому юлит и выкручивается как может. Заодно прощупывая своего собеседника на предмет того, какие аргументы тот принимает и на какие темы не прочь поговорить. В общем, ведёт себя как грамотный психолог, каковым ему и положено быть.