Нарциссов часто называют эмоциональными вампирами — настолько легко и непринужденно они умудряются высасывать жизнь из своих жертв. Вместе с жизнью они отбирают всю энергию, все эмоции, все радости, оставляя за собой выжженную землю, на которой ничего не растет. Сегодняшняя история, которой я хочу с вами поделиться, — как раз про это, про личный опыт жизни с нарциссом прекрасной и жизнерадостной Анны, которая к финалу отношений превратилась в бесконечно испуганную, постоянно сомневающуюся, ничего не понимающую о своих желаниях и потребностях, растоптанную женщину.
Но – обо всем по порядку.
Начало
Аня встретила Борю на сайте знакомств. Так уж вышло: она чувствовала себя одиноко, решила разместить анкету, и он был одним из первых, кто откликнулся. Несколько дней они переписывались, затем решили встретиться, и Аня с первого взгляда поняла, что пропала.
Боря был мужественным, красивым: широкие плечи, гордая посадка головы, шикарная дорогая одежда, небрежно расстегнутый воротничок рубашки, легкий беспорядок в прическе. Аня была покорена: он красиво ухаживал, целовал ей руки, мягко расспрашивал обо всем на свете и вел себя невероятно ласково и заботливо.
Всего несколько встреч, несколько свиданий, и Боря начал говорить о том, что никогда не встречал такой чудесной девушки, что даже не думал о том, что ему так повезет — с первого раза повстречать такое сокровище. Аня таяла, слушая все это, она впервые в жизни почувствовала себя очень особенной, очень важной, очень нужной. И, конечно, вскоре поняла, что влюбилась.
Отношения
Не прошло и нескольких недель с момента знакомства, как Боря предложил начать жить вместе. Аня с восторгом согласилась: она была уверена, что встретила того самого, единственного, и не видела ничего плохого в том, чтобы их отношения развивались стремительно и ярко. Она понимала, что не за горами предложение руки и сердца, и очень ждала этого.
Солнечным осенним утром Аня переехала к Боре. Он жил один в двухкомнатной квартире, и Аня сразу занялась превращением холостяцкой берлоги в уютное жилище. Она старательно все отмыла, перестирала, почистила мягкую мебель и ковры, расставила на полки привезенные с собой чашки и тарелки, и застелила кровать в спальне чудесным ярко-вишневым покрывалом.
«Ты — свет моей жизни, — говорил ей Боря. — Если бы я не встретил тебя, то так и куковал бы один до конца своих дней»
Аня таяла. Она была полна своей первой «взрослой» любовью, и готова была на все, лишь бы Боря был доволен и счастлив.
И тут началось
С приходом зимы их отношения неуловимо начали меняться. Сначала Боря вдруг ни с того, ни с сего стал предъявлять претензии по поводу Аниного внешнего вида. Ему перестала нравиться его одежда, он начал говорить о том, что замужняя женщина должна одеваться скромнее.
«Вероятно, он прав, — подумала Аня. — Мы скоро поженимся, и короткие юбки пора убрать на полку»
В один из выходных они вместе поехали в магазин, где Боря сам выбрал для Ани новую одежду — очень скромную, максимально закрытую. Все веселые блузки и юбочки были сложены в большую сумку и убраны далеко в недра шкафа.
Следующим недовольством Бори стало Анино поведение. Его начали раздражать длинные разговоры с друзьями и семьей по телефону, и Аня, стремясь угодить будущему мужу, перестала подолгу болтать и стала ограничиваться короткими звонками или сообщениями.
Но на этом все не закончилось. Казалось, что Боре стало не нравиться абсолютно все: как Аня выглядела, как говорила, как пахла, как работала и как отдыхала. Дни начинались с претензий и заканчивались ими же. Аня покорно менялась, она всерьез считала, что без компромиссов отношений не бывает, и максимально подстраивалась под будущего мужа.
Яркий звоночек
Однажды зимой, когда Аня вернулась домой, Боря встретил ее мрачным исподлобья взглядом.
— Что случилось? — испугалась она.
— Иди посмотри, — сквозь зубы прошипел он.
Вне себя от страха, она вошла в комнату и увидела свой ноутбук: он стоял на столе, раскрытый и включенный. Боря демонстративно тыкнул пальцем, и Аня послушно посмотрела и ничего не поняла.
— Что не так? — спросила она, проглотив возмущение от того, что он вообще влез в ее личный компьютер.
— Ты за моей спиной с мужиками флиртуешь, и еще спрашиваешь, что не так?
Аня удивленно похлопала глазами. На экране была переписка с одноклассником — старым другом, и никакого флирта там не было.
— Мы просто друзья, давние, еще с детства, — пролепетала она. — Я с ним не флиртовала.
— То есть ты еще и считаешь, что я идиот? — мрачно спросил Боря. — Считаешь, что я не в состоянии отличить флирт от простой беседы?
— Нет, но…
— Я думал, мы всю жизнь хотим провести вместе. Но после того, как ты себе такое позволила, теперь я вообще не знаю, стоит ли мне здесь оставаться.
Он открыл дверь шкафа и достал оттуда чемодан. Аня, едва сдерживая рыдания, бросилась к нему. Она умоляла, заклинала, объясняла. Она плакала, заламывала руки. Она поклялась раз и навсегда прекратить общение с одноклассником, она просила прощения, и в итоге — после нескольких часов покаяния — Боря наконец ее простил.
Дальше — больше
Аня быстро привыкла, что вокруг Бори надо ходить на цыпочках. Она теперь точно знала: шаг влево, шаг вправо — и будет скандал. Она всеми силами берегла душевный покой любимого, и совершенно перестала с ним спорить.
Они во всем следовали желаниям Бори: если он хотел в гости — они шли в гости. Если хотел поваляться на диване — они валялись на диване. Если хотел смотреть футбол — Аня уходила в другую комнату, чтобы не мешать.
Постепенно в Аниной жизни никого не осталось, кроме Бори. Она практически прекратила общение с друзьями, с родными. Виделась с ними только вместе с Борей, и все они дружно нахваливали его: какого прекрасного мужчину она нашла, какие чудесные у них отношения, как приятно на них смотреть.
Но стоило им остаться наедине, и начинался ад. Несмотря на все старания, Аня постоянно что-то делала не так. Не так посмотрела, не так сказала, не так сделала. Боря бесконечно тыкал ее носом в недостатки, и со временем Аня твердо поняла, что на самом деле она вовсе не хороший человек, что на самом деле она ни на что не годится, и только такой святой человек как Боря способен ее выдерживать.
И еще больше
Как-то раз Аня и Боря отправились в гости к его друзьям. Вечер прошел хорошо и мило, в теплой дружеской обстановке. Боря, конечно же, блистал: рассказывал забавные истории, обнимал Аню за плечи, держал ее за руку и всячески показывал, как он ее любит.
Они вернулись домой в отличном настроении, но стоило входной двери закрыться, как с лица Бори сползла улыбка, уступив место выражению холодной ярости.
— Как ты посмела спорить со мной при друзьях? — прошипел он, за плечи прижимая Аню к стене. — Разве ты не понимаешь, что этого нельзя делать?
Аня удивленно хлопала глазами.
— Но я не спорила… — пролепетала она.
— Еще как спорила! — выкрикнул Боря. — Когда я рассказывал о том, как мы с тобой смотрели «Игру Престолов», ты перебила меня и сказала, что тебе сериал не понравился своей мрачностью.
— Ну и что? — удивилась Аня. — Я просто высказала свое мнение…
— И ты правда думаешь, что твое мнение хоть кому-то интересно?
Пикировка быстро переросла в полноценный скандал. Боря кричал, топал ногами, не скупился на оскорбления. Аня каялась и просила прощения.
Вдоволь накричавшись, Боря отдал команду ложиться спать. Стоило им оказаться в постели, как он совершенно недвусмысленно притянул Аню к себе под одеялом.
— Я устала, — тихо сказала та. — И настроения нет.
— И что? — сердито переспросил Боря. — Если мужчина хочет, то женщина обязана дать ему желаемое. Независимо от настроения.
Полный кошмар
Так, месяц за месяцем, прошел год. Аня полностью потеряла себя в Боре, она стала выглядеть как он хотел, говорить как он хотел, вести себя как он хотел. Но проблема была в том, что, несмотря на все это, Боря по-прежнему был постоянно недоволен. Полностью подчинив себе Аню, он перестал заговаривать о свадьбе, из него сыпались лишь потоки претензий, обесценивание и прямые оскорбления.
Несмотря на это, Аня продолжала его любить. Ей все казалось, что она еще немного исправится, чуть-чуть изменится, и все станет так, как было в самом начале их отношений, когда Боря был милым, ласковым и заботливым.
Надо сказать, что иногда он и правда становился таковым. Но это длилось обычно всего несколько часов, после которых снова начинались претензии и скандалы.
Как-то раз, когда Боря был в хорошем настроении, Аня рискнула спросить:
— Скажи, мы когда-нибудь все-таки поженимся?
Боря удивленно поднял брови.
— Сначала ты должна заслужить право называться моей женой, — сказал он строго. — Тебе надо больше стараться.
Аня старалась еще 12 месяцев. Так старалась, что окончательно похоронила себя в этих отношениях, совершенно перестала заботиться о себе и разучилась отличать собственные чувства и желания от чувств и желаний Бори. Она стала с ним единым целым, от нее самой в отношениях не осталось ровным счетом ничего.
Разрыв
Осенью Боря начал подолгу задерживаться на работе. Аня каждый вечер ждала его с ужином, но он возвращался сытый и не очень трезвый, на вопрос «Где ты был?» неизменно отвечал: «На работе», но было совершенно очевидно, что это вовсе не так.
Аня сразу поняла, что у него появилась другая женщина. Почувствовала, сработала интуиция, в глазах словно загорелись сигнальные маячки. Первым порывом было поговорить с Борей, потребовать объяснений, но было страшно: вдруг он скажет, что нашел себе другую, и с ней, Аней, больше быть не хочет?
В конечном итоге так и вышло. Боря в очередной раз пришел домой поздно, выпил на кухне стакан воды, а потом объявил, что влюбился в другую.
— Ты уходишь от меня? — только и смогла спросить Аня.
— Нет, — ответил он слегка заплетающимся языком. — Мне просто надо разобраться, чего я хочу от жизни и отношений.
На практике это означало, что он продолжил жить с Аней и встречаться с другой женщиной. Канули в лету объяснения, он перестал врать, что задерживается на работе, и открыто уходил к любовнице — иногда на весь вечер, а иногда и на всю ночь.
Аня попробовала, было, поговорить о сложившейся ситуации с родными, но они ей не поверили. Сказали, что такой мужчина как Боря ни в коем случае не может так поступать, и скорее всего это Аня что-то не так поняла или напутала. Услышав все это, Аня поняла, что выхода нет.
Когда Боря заявил, что выбирает другую женщину, Аня уже была настолько раздавлена, что даже не нашла в себе силы рассердиться или заплакать. Она молча собрала свои вещи, молча вывезла на лестничную площадку два чемодана и молча вызвала такси.
После отношений
После разрыва отношений с Борей, Аня временно поселилась у родителей. Каждый ее день проходил в слезах, она ужасно скучала, ей казалось, что жизнь совершенно точно на этом кончена. Боря же регулярно публиковал в социальных сетях счастливые фотографии со своей новой женщиной, а спустя несколько месяцев разместил информацию о том, что они обручились.
Прорыдав еще несколько дней, Аня поняла, что так дальше нельзя, и начала искать психолога. Ее запросом было: «Я хочу снова стать собой, я хочу перестать его любить»
Легче стало далеко не сразу, понадобилось несколько месяцев интенсивной работы. Шаг за шагом, Аня с терапевтом разбирали по кирпичику их отношения с Борей, раз за разом Аня то злилась, то плакала, то впадала в холодное отчаяние. Она уже поняла, что эти отношения были токсичными, но ее все равно продолжало тянуть к Боре как магнитом.
Кроме работы с психологом, Аня занялась чтением подходящей литературы. Читала о нарциссах, о токсичных отношениях, и буквально в каждом примере в книгах видела себя. Она поняла, что Боря действительно уничтожил в ней личность, вылепил из нее нечто, что сам хотел, а потом выбросил на помойку и перешел к новой потенциальной жертве.
Чем все кончилось
Потребовалось три долгих года психотерапии для того, чтобы Аня снова ощутила себя собой и начала радоваться жизни. Она поменяла работу, увлеклась кубинскими танцами, стала ходить в гончарную мастерскую. Жизнь наконец-то стала приносить в ее жизнь не только боль, но и настоящую радость.
Как-то раз, когда Аня спешила на занятия по танцам, позвонил Боря. Она долго смотрела на его фото на экране телефона и медлила: ответить или нет. Сердце сжалось, когда она провела пальцем по экрану.
— Привет! — радостно сказал Боря в ответ на ее слабое «слушаю». — Давно с тобой не виделись, давай что ли кофе как-нибудь выпьем вместе?
Аня проглотила ком в горле, прислушалась к себе, и вдруг вдохнула и выдохнула полной грудью.
— Вы ошиблись номером, — коротко сказала она. — И не звоните сюда больше, пожалуйста.
И выключила телефон. Впервые за все эти месяцы и годы она ощутила себя на 100% свободной.