Коммуникатор используется нами не только как средство для общения, но и как помощник в занятиях.
Мы адаптировали его для проведения занятий по программе, составленной для нас специалистом по прикладному анализу поведения Анна Юрченко. В частности, мы отрабатываем различение и наименовывание предметов и действий как в бумажном, так и в электронном виде.
Расскажу об этом поподробнее. Нам было предложено развивать следующие навыки: различение частей тела, ориентировка в пространстве, различение действий-глаголов, имитация, создание модели по образцу. И практически все все они, за исключением имитации, так или иначе нашли свою взаимосвязь с коммуникатором.
Сейчас на нем много различных страниц, ведь коммуникатор – это, по сути, язык Ростика, альтернатива его речи, его словарь, и мы стремимся улучшать и расширять его.
Самыми первыми страницами в программе стали, конечно же, поощрения, то, что интересно Ростику, и естественно, еда, как первейшая потребность. Мы внесли туда карточки глаголов для создания предложений. На данный момент ребенок может построить простейшее предложение, типа «Я хочу (предмет)».
Отдельно стоит сказать о странице «Части тела». Считаю, что очень важным для невербального ребенка является возможность, объяснить, что у него болит. Во- первых, это позволит оперативно помочь ребенку, а во-вторых, предотвратит нежелательное поведение, так как дискомфорт и боль тоже способны его вызвать. Страница на коммуникаторе и дополнительная отработка навыка различения частей тела на занятии способствовали тому, что Рост в большинстве случаев может объяснить, что его беспокоит.
Проводя занятия с сыном, расширяя возможности его коммуникатора, я стараюсь решить какие-то практические задачи, постоянно думаю о перспективах развития сына. В общем-то с любым ребенком задумываешься о будущем. В тех же ФГОСах для общеобразовательных школ прописывается портрет выпускника, какими умениями, навыками он должен обладать.
Конечно, возможности детей с ОВЗ или на инвалидности существенно ограничены, но очень важно, если позволяет физическое состояние, постараться сформировать жизненные навыки, чтобы ребенок в будущем мог стать помощником дома.
Например, выполнял инструкции взрослого. А чтобы он их выполнял, нужно соблюсти два условия: ориентироваться в пространстве, хорошо понимать обращенную речь. У нас с этим была проблема, элементарное задание типа «дай чашку со стола» вызывало трудности.
Разработанная для Ростика программа помогла решить этот вопрос. Мы отфотографировали всю квартиру, сделали бумажные карточки и в начале отрабатывали их различение без коммуникатора. Но затем, когда Рост лучше освоился с этим, мне пришла в голову мысль, что, то, над чем мы работаем, по сути, часть его жизни, часть его мира и оно не названо в нашем коммуникаторе.
У всего что его окружает и что обживается им, должно быть имя, и он должен его знать, чтобы пользоваться им.
Так появились страницы различных помещений нашей квартиры, и вместе с ними возможность не только спрашивать «где это?», но и просить назвать нужный предмет («что это?»). Кроме того, стали возможны вопросы, касающиеся функций и характеристик предметов. А это уже комментарий, маленький пусть и учебный диалог, обучение ребенка отвечать на вопросы. Заметила интересную особенность: с появлением "квартирных страниц" сын стал изобретательнее в выражении просьбы, стал образовываться ассоциативный ряд, тем более что на страницы были добавлены лексически связанные глаголы. Например, желание гулять могут обозначать как слова "гулять", "хочу гулять", так и слова " штаны ", "обуваться", "одевать", "дверь". Рост пробует возможности языка, его привлекает процесс оречевления окружающего мира. Он с большим интересом относится к созданию каждой новой страницы, рассматривает картинки знакомых предметов, многократно слушает, как звучат слова. Думаю, что использование коммуникатора вкупе с постоянными занятиями с карточками дало хороший результат: Рост стал ориентироваться в окружающей обстановке, улучшилось понимание обращенной речи, и как следствие понимание и выполнение инструкций взрослого.