S.T.A.L.K.E.R.: Беларусь вышел этим летом и уже набрал массу поклонников, в числе которых оказался и я.
Модификация для многих стала свежим глотком воздуха, отбросив назад остальные сюжетные или геймплейные проекты.
Новый сюжет? Уникальные механики? Улучшенная графика? Нет! Все это уже скучно и банально для серии, которая уже больше 13 лет обзаводится все большим количеством апгрейдов и улучшений.
Фанаты долго ждали чего-то по-настоящему уникального. И вот наконец дождались S.T.A.L.K.E.R. Беларусь.
Проект подарил игрокам возможность кооперативного прохождения на два человека. Теперь исследовать Зону, собирать артефакты, охотится на мутантов и выполнять задания можно вместе со своим лучшим другом. Чего ждал я, и думаю другие геймеры тоже.
Игровой процесс был позаимствован у популярного хардкорного шутера Escape from Tarkov.
Напарникам предстояло выйти в Зону с минимальным объемом снаряжения. Ржавое оружие, дешёвые патроны, пару аптечек и бинтов. С этими шмотками игроки выходят исследовать локации и выполнять квесты.
☢ ☢ ☢
Чтобы улучшить свое состояние необходимо собирать лут, который находится в зданиях, тайниках или под одним из кустов на болоте. Такой подход сильно усилил роль исследования, что в остальных модификациях оставалось в стороне.
Отличным способом подтянуть материальное благосостояние является поиск и сбор артефактов. Причем сделать это возможно только в паре с другом. Поэтому перед работой нужно убедиться, что поблизости нет мутантов или других сталкеров. Иначе – смерть, и отправка на базу в полуголом состоянии.
Ведь для тех кто знаком с Tarkov не секрет, что гибель игрока – это потеря не только всего нажитого, но и вещей взятых на базе.
Такой геймплей не даёт права на ошибку и заставляет напарников максимально сконцентрироваться на игре.
По сути это иной подход к хардкорности, нежели в Dead Air. Где сложность прохождения уходила на НЕТ с возможностью бесконечных сохранений.
☢ ☢ ☢
Главной отличительной чертой модификации стала модернизация оружия и снаряжение персонажа. У автомата можно заменить практически все, начиная с дульного тормоза и газовой трубки, заканчивая прикладом и магазином для патронов. Что бы вы не нашли в очередном здании, все можно установить на переносимую пушку. Голый АК может превратится в настоящего терминатора, при этом изменив не только внешний вид, но и огневые возможности.
Персонаж снаряжается не хуже оружия. Помимо стандартных бронежилета и каски, игрок сможет нарядить главного героя подсумками, одеждой, поясом для гранат, маской и мн.др.
И это только малая часть отличий от оригинальной игры. На самом деле S.T.A.L.K.E.R.: Беларусь – это самостоятельный проект, цель которого не переделать Сталкер, а показать совершенно новый проект в сеттинге ЧЗО.
Раньше к этому же стремились другие крупные модификации. Например, моды из серии «Войн группировок».
Они были призваны создать уникальный геймплей, дав игроку в руки полную власть над фракциями. Но дальше хорошей идеи модификации не ушли. Сейчас они имеют низкие рейтинги на всех сталкерских ресурсах.
☢ ☢ ☢
Но почему так произошло? И почему такая же судьба может постигнуть Беларусь?
Основной проблемой «Войн группировок» была сырость проектов. Модификации выходили в релиз с кучей багов и проблем, на решение которых должно было уходить ещё несколько месяцев. Точки не захватывались, интеллект ИИ оставался на уровне 2000-х годов, постоянно происходили вылеты, оптимизация хромала, а разобраться в экономике не было под силу даже министру финансов.
В совокупности со сложностью игрового процесса, «Войны группировок» убивали желание играть даже у самых преданных фанатов.
К сожалению такой исход может ожидать долгожданный S.T.A.L.K.E.R.:Беларусь.
Чтобы законнектиться с другом и зайти в игру придется изучить целую инструкцию, установить стороннее приложение и выполнить необходимые шаги в строгом порядке. Иначе вас ждёт провал за провалом.
Если вы уверенный пользователь ПК, то пару десятков минут изучения и несколько попыток подключения дадут нужный результат. Но сочувствую новичкам в компьютерном деле.
И даже если игрок выполнит все пункты правильно, зайдет в игру, пройдет обучение и выйдет в Зону, то не факт, что все пройдет гладко. Вылеты, баги, зависания, отсутствие качественной связи с другом, все это будет преследовать каждого, в не зависимости от «железа» и качества интернет-соединения.
☢ ☢ ☢
Одно дело когда вас раздражает «зеленый жук» Чистого Неба. Зашли в игру заново, загрузили последнее сохранение и дальше в путь. А совсем другое, когда вылет из игры грозит потерей всех нажитых ресурсов.
Готовы ли вы запустить сеанс игры, ожидая очередной вылет и обнуления всех ваших достижений? Думаю нет. Так же думает большинство фанатов мода.
Но что мешает разработчикам пофиксить проблемы и доработать игру до «золотого» состояния? Причин может быть много. И самая очевидная, это движок игры. На базе Сталкера достаточно сложно создать обособленный, полностью качественный проект. Обязательно в нем появятся баги, неконтролируемые вылеты и проблемы с производительностью, особенно на слабых устройствах.
Когда я пытался поиграть в Беларусь сразу после выхода, то смог пройти обучение и сделать две вылазки в Зону. Дальше меня ждали вылеты и отсутствие соединения с напарником. Спустя полтора месяца вышло как минимум три патча, призванных устранить самые явные баги и проблемы.
Поэтому я решил поиграть в Беларусь ещё раз. Проблемы не ушли. Баги появлялись даже на базе, а выход на локацию сопровождался 100%-ным вылетом. Почему патчи стали причиной проблем, а не их решением, мне неизвестно.
Вы можете упрекнуть меня в том, что я слишком сильно придираюсь к проблемам производительности и к вылетам, которые можно устранить несколькими патчами. Но почему разрабы не сделали этого раньше? Почему новые патчи не устраняют ранние вылеты?
К тому же у нас есть кейс «Войн группировок». Спустя столько лет, нескольких патчей и выхода более стабильных версий, основные проблемы так и не решились.
К сожалению S.T.A.L.K.E.R.:Беларусь может постигнуть схожая судьба. И приведет к этому:
🔺сложность в работе с движком
🔺демотивация разработчиков
🔺проблемы с бюджетом и командой
🔺остывание интереса игроков к проекту
🔺малые сроки и давление аудитории
В мире сталкерского моддинга тяжело пробиться на вершину славы. Фанаты предъявляют все большие требования к новинкам, а скромный бюджет разработчиков не даёт реализовать все идеи в качественном виде и в сжатые сроки.
S.T.A.L.K.E.R. Беларусь однозначно взбудоражил аудиторию сталкера и привлек к себе внимание своей уникальностью. Но сможет ли проект с огромными амбициями пробиться сквозь баги, вылеты и ожидания игроков?
Это покажет только время.