Найти в Дзене

Билл Гейтс и другие инвесторы собираются вырубать леса, чтобы спасти планету

Мерритт Дженкинс позирует на фоне спиленных деревьев
Мерритт Дженкинс позирует на фоне спиленных деревьев

«Вырубать леса, чтобы спасти планету? Это, возможно, не так безумно, как кажется», — утверждает заголовок статьи в Forbes.

Билл Гейтс и другие инвесторы делают ставку на то, что компания Kodama Systems сможет сократить выбросы углекислого газа в атмосферу за счет вырубки и захоронения деревьев. Вот только если бы дядя Сэм согласился на налоговые льготы...

Год назад Мерритт Дженкинс переехал из Бостона в Твейн-Харт, штат Калифорния, поселок с населением 2500 человек, расположенный в предгорьях Сьерра-Невадас.

По утрам он заходит в «Сахарную хижину Алисии» (Alicia's Sugar Shack), чтобы позавтракать сэндвичем (яичница-болтунья на ржаном хлебе с авокадо), а затем отправляется на участок леса площадью 10 акров в Национальном лесу Станислаус. Там его стартап
Kodama Systems проводит испытания и совершенствует свою полуавтономную лесозаготовительную машину длиной 25 футов и весом 17 тонн.

С помощью таких машин, называемых трелевочными тракторами, лесозаготовители захватывают тонны спиленных деревьев и обломков и вывозят их из леса.

Версия Kodama предназначена для выполнения этой работы даже ночью, с меньшим количеством рабочих, с использованием спутниковой связи и современных лидарных камер (таких же, как на самоуправляемых автомобилях) для удаленного контроля за ходом работ. Это нелегко. «У деревьев много текстуры. Каждые 10 футов скользкой трассы немного отличаются», — говорит 35-летний Дженкинс, — говорит 35-летний Дженкинс.

Но вырубка леса в темноте — не самая интригующая часть планов компании Kodama, которая привлекла 6,6 млн. долл. в виде начального финансирования от
Breakthrough Energy Билла Гейтса и других компаний. После вырубки деревьев Дженкинс планирует их захоронить — что поможет замедлить изменение климата — и получить выгодные квоты на выбросы углерода (а может быть, когда-нибудь и налоговые льготы).

Да, традиционная идея состоит в том, чтобы сажать деревья для поглощения углекислого газа из воздуха и последующей продажи кредитов корпорациям, владельцам частных самолетов и другим лицам, которым необходимо или хочется компенсировать свои выбросы. Но ученые утверждают, что захоронение деревьев также может снизить уровень глобального потепления, особенно если в противном случае эти деревья сгорели бы или сгнили, выбросив накопленный углерод в атмосферу.

Огромные лесные пожары в Калифорнии в 2020 году наглядно продемонстрировали, какую опасность для воздуха, имущества и жизни представляют разросшиеся леса. «Оранжевое небо в Сан-Франциско стало точкой перелома. Теперь эта история находит отклик», — говорит Джимми Вурхис, руководитель отдела использования биомассы и политики компании Kodama. В этом году тревожные звонки звучат ещё громче, поскольку лесные пожары в Канаде привели к распространению опасной воздушной среды на Нью-Йорк, Вашингтон и Чикаго.

Для решения этой проблемы Лесная служба США намерена в течение следующего десятилетия проредить 70 млн. акров западных лесов, главным образом в Калифорнии и извлечь из них более 1 млрд. тонн сухой биомассы. Обычно после такой рубки леса бревна товарного размера отправляются на лесопильные заводы, а большая часть остальной древесины накапливается и впоследствии сжигается в контролируемых условиях. Кодама хочет захоронить остатки в земляных хранилищах, предназначенных для поддержания сухих и аноксических (бескислородных) условий и защиты древесины от гниения и горения.

Помимо стартового капитала, компания Kodama уже получила 1,1 млн. долларов в виде грантов от Калифорнийского агентства по борьбе с лесными пожарами и других организаций, а также обязательства по покупке углеродных кредитов, связанных с первыми 400 тоннами деревьев, которые она захоронит. На открытом рынке эти квоты будут стоить 200 долл. за тонну. В конечном итоге компания Kodama хочет вырубать и хоронить более 5 000 тонн деревьев в год.

Выпускник Дартмутского университета с дипломами инженера и эколога, Дженкинс начал продавать подержанное робототехническое оборудование, одновременно получая степень магистра в области робототехники в университете Карнеги-Меллон.

Затем он стал соучредителем компании, которая использует машинное обучение для помощи фермерам в анализе почвы. Но в 2019 году, получая степень MBA в Массачусетском технологическом институте, он пришел к выводу, что в лесном хозяйстве больше возможностей, чем в переполненной сфере агротехнологий.

Он отказался от работы в компании, занимающейся разработкой искусственного интеллекта, провёл несколько месяцев с лесорубами, чтобы понять, как они используют оборудование и к 2021 году остановился на робототехнике для лесного хозяйства, будучи уверенным, что нехватка рабочей силы будет стимулировать спрос. «Рабочей силы не хватит», — говорит он. «Нам потребуется новое обучение и новые технологии», чтобы выполнить поставленные Лесной службой задачи по расчистке территории.

Он также увидел ещё один «большой пробел» в отрасли: что делать со всей этой биомассой. О хранилищах для биомассы он узнал от сотрудников Йельской лаборатории углеродного контейнера. Затем общие друзья познакомили его с Вурхисом, 33-летним альпинистом, геологом и инженером-землеустроителем (получившим степень магистра наук в Дартмуте), который был одержим идеей восстановления старых шахт в качестве мест захоронения биомассы. Они объединили свои усилия.

Идея закапывания деревьев кажется простой и низкотехнологичной, особенно по сравнению с запутанной технологией «улавливания углерода», разрабатываемой в настоящее время для извлечения CO2 из воздуха. Благодаря принятому демократами в 2022 г. Закону о снижении инфляции такие компании, как Occidental Petroleum и ExxonMobil, могут претендовать на налоговые льготы в размере 85 долл. на тонну поглощенного CO2, если им удастся создать системы, позволяющие всасывать газ непосредственно из воздуха и транспортировать его по трубопроводам, а затем закачивать под землю. IRA дополнительно стимулирует некоторые из этих проектов налоговыми льготами в размере 30% или более от первоначально вложенного капитала.

Если вы хотите рубить деревья и гранулировать их для сжигания вместо угля, то на это тоже есть налоговые льготы. А вот на захоронение — пока нет.

«Если вам нужно удалять углерод в больших масштабах, то было бы безумием не учиться у природы и не использовать её», — говорит Лукас Джоппа, бывший главный специалист по охране окружающей среды в Microsoft, который сейчас работает в компании Haveli Investments. «Мы никогда и близко не подходили к тому, чтобы так эффективно удалять углерод из атмосферы, как это сделала эволюция».

***

Насколько эффективно? Профессор атмосферных наук Нинг Зенг из Мэрилендского университета, считающийся крестным отцом захоронения биомассы, объясняет, что средняя тонна свежесобранного леса содержит около 50% углерода по весу и если оставить ее гнить или гореть, то в атмосферу попадёт эквивалент одной тонны углекислого газа. По его словам, хорошее эмпирическое правило гласит: «Тонна биомассы в земле — это тонна CO2, которой нет в небе [в атмосфере]».

У Зенга есть собственная компания Carbon Lockdown, которая заключила контракт с городом Балтимором на вывоз 5000 тонн биомассы и захоронение её вблизи богатого листвой Потомака, штат Мэриленд.

Полученные в результате захоронения углеродные квоты он продает по цене 181 долл. за тонну на Puro.earth (платформе, созданной при поддержке правительства Финляндии и ставшей в 2021 году контрольным пакетом акций Nasdaq).

Шведская инвестиционная компания Kinnevik недавно приобрела 1 000 тонн. "

Природные технологии уже существуют и могут быть масштабированы", — говорит Микаэла Крамер, курирующая вопросы приобретения углеродных кредитов в компании Kinnevik. «Не нужно ждать ещё 10 лет».

Тем не менее, получить крупные частные или государственные инвестиции в захоронение биомассы непросто, поскольку оно не заменяет разрушающую климат промышленную деятельность и не создаёт продукт, полезный для людей, кроме самих кредитов. Кроме того, это может означать создание тревожной ситуации на землях.

В Техасе 43-летний адвокат Крис Кноп уже захоронил более 4000 тонн биомассы на 45 акрах земли, принадлежащей его компании Carbon Sequestration, недалеко от границы с Луизианой. По его словам, эта земля идеально подходит для аноксического захоронения, необходимого для предотвращения разложения биомассы, благодаря толстому слою глины. Недавно он приобрел 15 000 тонн мусора у землевладельцев к северу от Бомонта, которые вырубают сосновый лес под застройку и в противном случае сожгли бы его, что позволило ему продавать углеродные квоты по цене 145 долл. за тонну на Puro.

Кноп считает, что сможет выйти на безубыточность и рассчитывал, что федеральные налоговые льготы сделают предприятие рентабельным. Но Конгресс не включил захоронение биомассы в программу налоговых льгот.

Теперь Кноп и лоббисты биомассы надеются, что, когда Казначейство напишет окончательные правила для кредитов на секвестрацию углерода, биомасса будет включена в этот список. «Я просто ищу какого-то подтверждения», — говорит он.

У Кнопа также есть необычная идея — превратить лесные массивы Америки в «губки» для поглощения углерода, вырубив сосны, закопав их, а затем засадив более требовательными к углероду породами, такими как бамбук, кенаф или тополь. По его словам, в США сотни миллионов акров земли отведены под выпас скота или лесозаготовки. «Почему бы не перейти на углеродное земледелие?»

Возвращаясь к Дженкинсу — в компании Kodama он занимается захоронением древесины, которую в любом случае необходимо удалять для оздоровления леса, а Вурхис стремится приспособить для хранения биомассы заброшенные шахты и карьеры, а не выкапывать новые.

«Мы будем измерять газ и фильтрат и полностью перекроем потоки углерода», — обещает Вурхис. «Если вы встретите кого-нибудь, у кого есть старый карьер инертных пород, дайте мне знать».

***

В Америке много деревьев — около 300 млрд. штук, согласно данным «переписи деревьев», проведенной Лесной службой США.


Певроисточник: www.forbes.com

Статья платная, но можно бесплатно почитать текстовую версию здесь

Источник перевода: newsstreet.ru

Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio