Казахстан огромен и почти безлюден, и все перемены на сухой степной равнине происходят не быстро.
Но расстояния велики, и через 800 километров от российской границы, когда Актюбинская область осталась позади, да и Атырауская почти закончилась, даже самый невнимательный путник заметит, что за окном всё уже не совсем так, как у приграничного Орска.
Вместо разнотравной степи - полынная полупустыня, ещё пепельно-бурая в октябре после летней жары.
А ближе к Каспийскому морю - всё больше песка, глины и камней настоящей пустыни, дальней северо-западной окраины Каракумов.
На полуострове Мангышлак начинается совсем другой мир - верблюды, бесконечные пространства глины и песка, сухие впадины и долины-чинки, пересохшие озёра и заливы Каспийского моря.
Вотчина самых грозных казахов из племён Младшего Жуза, Мангышлакский полуостров выглядит даже суровее и инопланетнее, чем далёкий Восточный Казахстан.
Но Мангышлак, вместе с окрестностями Атырау - это ещё и самая богатая часть Казахстана, если не считать столичных Астаны и Алматы.
Именно здесь добывается бо́льшая часть (на одном Мангышлаке - 25%) казахстанской нефти, которая здесь, как и в России, служит одной из основ национального благосостояния.
Качалки разнообразят мангышлакский пейзаж во многих местах, особенно на западе полуострова, ближе к столичному Актау и бунташному Жанаозену.
Да, именно с нефтедобывающего Жанаозена (бывшего Нового Узеня) начинались практически все волнения и протесты национального масштаба.
Ну а Актау остаётся "городом-садом", оазисом светлых многоэтажек на высоком берегу моря, посреди пустынного ландшафта, чуть ли не самым цивильным городом во всей стране.
Есть на полуострове и российское наследие.
Небольшой портовый город Форт-Шевченко действительно когда-то был местом ссылки знаменитого украинского поэта, там сохранилось и немного исторической застройки, и старинные русские кладбища, при отсутствии деревьев смотрящиеся особенно эффектно.
Но самое примечательное на Мангышлаке - это всё же природа.
"Высохшее море", "Упавшая земля" - все эти причудливые ландшафты на границе пустынных плато и циклически колеблющегося Каспийского моря выгодно смотрятся на фоне безбрежных равнинных степей большей части остального Казахстана, где только столбы оживляют пейзаж.
Мангышлакские ландшафты напоминают то о североамериканском Среднем Западе, то вообще о других планетах.
На казахстанских просторах до сих пор так себе с дорогами, хуже чем в среднем по России - даже в нефтегазовых и столичных регионах.
Но на Мангышлаке я не видел плохого асфальта на главных дорогах.
А из Актау в Жанаозен ведёт один из немногих в Казахстане автобанов.
Железная дорога на полуострове устроена более обычно для Казахстана: небольшой куст однопутных неэлектрифицированных линий отходит от узловой станции Бейнеу на магистрали (тоже однопутной и неэлектрифицированной, впрочем) Астрахань - Макат - Узбекистан.
В огромном и не избалованном дорожной сетью Казахстане железнодорожный транспорт продолжает играть большее значение, чем в России, и по мангышлакской ветви от Бейнеу курсирует сразу шесть поездов.
Собственно, все эти поезда идут на Актау (станция Мангистау), остальные железные дороги на полуострове остаются без пассажирского сообщения.
В Казахстане не очень развито пригородное железнодорожное сообщение, электрички и пригородные дизель-поезда курсируют либо в густонаселённых ещё с советского времени и урбанизированных районах (окрестности Астаны и Караганды), либо там, где кроме железной дороги нет никакого другого транспорта.
Мангышлак и Мангистауская область, видимо, оказались в промежуточном положении: это не очень населённые места, но при этом довольно развитой автодорожной сетью, так что пригородных поездов здесь нет. Условно пригородным можно считать местные поезда Актау (станция Мангистау) - Бейнеу, который пересекает практически весь регион, делая кучу остановок посреди пустыни.