История одного странника
Мы все привыкли годами вставать по будильнику, садиться в метро и ехать в офис, в котором выполняем по большей части рутинную работу изо дня в день. Так было и с нашим героем. Но однажды в жизни этого человека, очень похожего на нас, все кардинально изменилось. Теперь он ведет видеоблог «Большое путешествие» @TravelBug00 и каждый свой мини-фильм начинает со слов: «Привет, друзья! Меня зовут Игорь, и я путешествую. Сегодня мы с вами окажемся в…» О своем тернистом пути к блогерству Игорь Нестеров рассказал нашему изданию.
«Дауншифтеры», «зимовщики» и «удалёнщики», вы вообще законны?
«Люблю путешествовать!» Так вам ответит на вопрос о своих хобби если не каждый, то очень многие. И я не исключение, однако путешествия для меня не просто увлечение. Это мой главный и единственный кайф, ничто другое не отзывается во мне так же сильно, как новые города, страны и культуры. Нет места на планете, куда я не хотел бы попасть — везде можно найти нечто, способное поразить, удивить и запомниться. Последние три года путешествую «фул-тайм» — я постоянно в разъездах, перемещаюсь из страны А в Б, затем в В и далее. Раньше, как и большинство, я путешествовал исключительно в режиме «отпускника». С женой старались пару раз в год ездить за границу, по выходным выбирались в окрестности Москвы и по соседним областям. Если удавалось скопить денег — ехали самоходом составным маршрутом через 3—4 страны, когда бюджет был ограничен, покупали самую дешевую путевку на море. Знакомясь в разных странах со всевозможными «дауншифтерами», «зимовщиками» и «удаленщиками», я закипал черной завистью — как они умудряются постоянно путешествовать? Откуда деньги берут и законно ли это вообще?
Кризис среднего возраста, выгорание и прочие проблемы офисного планктона
После универа я в основном занимался двумя вещами: работал в банках тем самым «офисным планктоном» и думал: «На что я трачу свою жизнь?» Иронично называл свою работу «ксерокопированием ксерокопий» и всегда восторженно смотрел на тех, кто нашел свое призвание и получал удовольствие от работы. Удивительным образом и даже вопреки моему желанию начала складываться карьера. В какой-то момент я стал мелким начальником в крупном банке и открывались перспективы роста до жизни московского среднего класса из когорты тружеников бизнес-центров — с зарплатой, которая не кончается до получения следующей, пятничными посиделками в хипстерских барах, ранним облысением, повышенной тревожностью и традиционным выгоранием. Поскольку я всегда был чужд традиционным материальным «хотелкам» типа машина-ремонт-дача, а все мои ощутимые траты вращались вокруг путешествий, за пару лет к концу 2019 года я скопил чуть больше 20 тысяч долларов, и желание уволиться к чертовой бабушке из опостылевшего офиса накрыло с головой. Далеко не все коллеги и особенно руководство оценили неадекватный блеск в моих глазах, когда я пришел с заявлением на увольнение и фразой «мы с женой уезжаем в кругосветку!» Поддержали друзья и супруга, которая сказала: «Ну, будем надеяться, ты знаешь, что делаешь». И тоже пошла увольняться. Четкого маршрута у меня не было. По моим прикидкам, нам на двоих отложенных денег должно было хватить в эконом-режиме на год-полтора с учетом бюджетного проживания, использования каучсерфинга, автостопа и прочих радостей туриста-бекпекера. Хотелось проехать кругосветку, посетить как можно больше стран, а там будь что будет. В январе 2020-го мы отправились в большое путешествие.
Если что-то пошло не так, делай вид, что это была часть плана
С января по конец марта мы успели проехать пять стран: Эмираты, Бахрейн, Шри-Ланку, Таиланд и оказаться в Малайзии. Был план «закрыть», как выражаются отчаянные путешественники, большинство стран Юго-Восточной Азии, после чего через Европу двинуть в Латинскую Америку. На руках была солидная пачка авиабилетов — Мьянма, Сингапур, Индонезия, Филиппины. Все они сгорели, как только страны начали вводить карантин и закрывать границы. Пока в рядах нерасторопных странников царила паника и все они задавались вопросом «как вернуться домой к голодным детям и злому начальству» — напомню, рейсы отменяли один за другим, а аэропорты вмиг превратились в декорации к фильму про зомби-апокалипсис, — мы с женой не унывали: мосты сожжены, а на счету приличная сумма, которая позволяет не беспокоиться о том, что в ближайшее время придется питаться где попало. Ну, посидим две недели в Малайзии на карантине и дальше поедем. Кто же знал тогда, что пандемия затянется, и мы пробудем в Малайзии без малого полтора года.
Несмотря на то, что все мои амбициозные планы пошли прахом — это был лучший год в нашей жизни. Такой локдаун был больше похож на ретрит, и нашей с женой участи можно было даже позавидовать. Спустя несколько месяцев в Куала-Лумпуре (малайцы так «жестили» с карантином, что довольно долго нельзя было перемещаться далее, чем на 10 километров от дома) мы перебрались к морю — на остров Лангкави, самое попсовое место Малайзии, которое в то время превратилось в вымерший курорт. Правительство бесконечно и бесплатно продляло визы для всех «застрявших» в стране, цены на жилье и кафе упали в 3—4 раза ввиду отсутствия туристов — живи и кайфуй. Чем мы с женой и занимались первые полгода. Перезнакомились со всем скудным сообществом экспатов, завели знакомых среди местных и предавались гедонизму. Сосать под ложечкой начало, когда от казавшейся солидной суммы на счету осталось меньше половины. План был потратить эти деньги на путешествия, а не сидеть на тропическом острове, проедая накопления. Устраиваться на «нормальную» работу мне не хотелось, и я решил начать монетизировать свои хобби. Ранее я увлекался обработкой видео, владел видеоредактором и «Фотошопом» — этого оказалось достаточно, чтобы сначала фрилансить, а потом и устроиться на работу, где я занимаюсь несложным монтажом видео, но уже как штатный сотрудник. Так, собственно, я начал работать ютуб-блогером.
Мам, я в телеке!
Снимать видосы на ютуб» было частью плана с самого начала. Я понимал, что в теории этим можно зарабатывать. Однако шансы все же невелики, иначе в стране были бы одни блогеры. Потенциальный успех оценивал трезво как «нереалистичный», но тем не менее я в качестве ведущего и жена в роли оператора начали снимать ролики о городах и странах. Девяносто процентов тревел-контента на видеосервисах — это бессодержательные видосы, авторы которых купаются в бассейнах, загорают и едят. Я пошел другим путем: пишу сценарии, перед каждым видео провожу неслабый рисерч и пытаюсь прогуляться по новой стране вместе со зрителем, рассказывая о достопримечательностях, истории и культуре страны, в которой оказался. Так мы и путешествуем: я — ногами, зрители — с дивана. А вдохновившись, они могут повторить мой маршрут или придумать свой.
В нише блогерства залог успеха кроется в двух факторах: харизме автора (судя по реакции подписчиков, какие-то зачатки ее у меня есть) и часах, проведенных в работе над своим проектом. Множество классных идей сдуваются от недостатка мотивации авторов, которые рассчитывали проснуться знаменитыми после съемки первого бездарного видео или криво написанного поста. Разумеется, сначала мои творения никто не смотрел. Потихоньку я учился писать сценарии, держаться в кадре и более-менее связно говорить, глядя в объектив. Блог начал расти, появились рекламные предложения. От первого загруженного на ютуб-ролика до первого рекламного контракта прошло два года. Сейчас блогинг приносит чуть меньше былой московской зарплаты.
После ковида мы с женой заехали домой на пару месяцев. Повидавшись с друзьями и родными, решив накопившиеся вопросы, мы снова уехали в очередное большое путешествие, которое уже превратилось в ютуб-канал и небольшой бизнес. Армения, Египет, Индия, Лаос, Вьетнам, Камбоджа — это только часть из списка стран, где мы побывали за последний год. В планах — объехать весь мир.