Найти тему

«Икигай. Искусство жить»: выставка в Центре Современного Искусства М'арс

Оглавление

Икигаи — японское понятие, помогающее найти удовлетворение, радость и осознанность в каждом дне. Этой многогранной культурной и философской концепции посвящена выставка, которая до 10 ноября 2023 года проходит в Центре Современного искусства М'арс в Москве. В этой статье я поделюсь своими впечатлениями от экспозиции.

Выставка «Икигай. Искусство жить» заинтересовала меня именно темой. Был период, когда я активно читала про разные национальные философии и представления о счастье и гармонии (самые популярные слова из этой серии, которые вы наверняка слышали, — Хюгге и Лагом, но в моей коллекции их набралось чуть ли не более 30). К тому же, центр М'арс до этого я посещала только один раз, и впечатления остались приятные. Поэтому, выбор был сделан.

-2

О выставке в целом

Вся выставка занимает пару залов (хотя мне больше хочется употребить слово «комнат») на третьем этаже музея. «Ведут» по выставке, знакомя вас с различными концепциями, таблички в виде бумажных фонариков. Также в залах вы найдете QR-коды с аудиогидом, который, как мне показалось, от табличек не очень отличается, но звучит весьма приятно, погружая в атмосферу.

Атмосфера — это, пожалуй, основное, за чем можно прийти на эту выставку. Произведений искусства вы тут практически не увидите. Скорее, вся выставка — это некое интерактивное пространство (которое само по себе тоже произведние искусства :)

-4

По задумке авторов, пространство состоит из пяти атмосферных локаций, влияющих на разные органы чувств. Я, честно говоря, насчитала только четыре чувства: зрение, обоняние, слух и осязание. Но, возможно я что-то упустила.

-5

Ещё, возможно, для вас будут новыми некоторые понятия из японской культуры, такие как «нацукаши» или «синрин-йоку». Они действительно интересные и могут натолкнуть на полезные выводы. Но мне показалось, что всё это несколько смешано в одну кучу. Все эти термины почему-то собраны как бы внутри одного понятия — «икигай». Хотя, насколько я знаю, это независящие друг от друга идеи.

-6

А если выставка просто собирала различные «японские мудрости», тогда наоборот нахватает некоторых слов, например понятий «ваби-саби» и «сидзен». Вообще, выставка — это авторская интерпретация книги Кена Моги «Икигай. Смысл жизни по-японски». Возможно, если вам интересна японская философия, лучше прочесть именно книгу.

Подробнее про зоны и экспонаты

Первая зона — зона запахов Здесь подвешены колбы с ароматами. Гостям предлагается понюхать каждый, прочувствовать, погрузиться в возникающие воспоминания и ассоциации.

-8

Следующая зона — зона звука. Здесь можно поиграть на глюкофоне. Звуки сопровождаются своеобразной «светомузыкой».

Третья зона — самая для меня непонятная — но я бы назвала ее зоной зрения. Фактически, это некая платформа на полу, на которую проецируются различные изображения с японскими мотивами. При этом табличка рядом повествует об «искусстве маленьких шагов» и национальном достоянии Японии — чашах «ёхай тэммоку». Я связи, честно, не уловила.

Следующая зона — некая чайная комната. Это просто комнатка, в которой лежит пара пуфиков, работает проектор и стоит столик со стилизованной посудой. Проектор транслирует что-то вроде красивых видов природы, при этом направлен он очень странно: не на стену, не на потолок, а где-то между, что не очень способствует разглядыванию картинки. Подразумевается, что «в медитативной чайной комнате каждый сможет прочувствовать настоящий момент». Возможно.

И последняя зона — своеобразная имитация леса. Это комната, в которой размещены несколько картин (или постеров) на природные мотивы. Также тут подвешена конструкция из деревянных брусков, подразумевающая под собой японский храм.

Самое интересное в этой комнате (если не во всей выставке) — это возможность попробовать себя в японской игре «туми иши» или «гора камней». Пожалуй, именно пытаясь найти баланс и поставить следующий «камень», я максимально прочувствовала момент и погрузилась в медитацию.

И ещё одна зона, относящаяся к выставке, но расположенная за её пределами — зона загадывания желаний. Расположилась она между этажами, на лестнице, по пути к самой экспозиции. Тут рассказывается о празднике «Танабата» и обычае загадывать желание, привязывая цветную бумагу или ленты к бамбуковым веткам, что и предлагается сделать гостям.

Впечатления

Скажу в лоб: впечатления у меня, скорее, негативные. Выставка показалась мне какой-то дешевой, кустарной, собранной из подручных материалов. «Вот тут повесим колбы, тут поставим глюкофон, сюда несколько картинок с японскими мотивами, а в этот угол просто какую-то конструкцию с тряпочками. Ещё свет приглушим, фонарики повесим, и красота!».

-15

Забавно, конечно, что все это можно перекрыть теми же самыми японскими мудростями: «Надо видеть красоту в мелочах и повседневности!». Ну уж простите, не в том менталитете я росла. Мне было грустно, что за вход я отдала 800 рублей (за 300 может и не грустила бы). А потом было ещё и смешно, когда на табличках я увидела рекламу спонсоров: парфюмерный бренд — для зоны запахов, производитель музыкальных инструментов — для глюкофона и бренд-производитель пуфиков, на которых можно посидеть в чайной комнате и играя в «гору камней». В общем, очередное подтверждение того, что современные выставки, в первую очередь, коммерческие проекты.

Касательно идеи. Создатели выставки заявляют, что она «даст импульс к переосмыслению жизни, поможет замечать вкус, цвет, аромат, полноту и глубину каждого её момента». Звучит, конечно, здорово. И, возможно, с кем-то и правда сработает. С кем-то, кто раньше не пытался ощутить себя «в моменте» и даже не задумывался о том, что можно радоваться мелочам.

Совет напоследок

Совет может объяснить весь мой негатив выше :)

Если вы рассчитываете, что эта выставка сможет вас умиротворить и поднять ваш моральный дух — это не так. Если ваше настроение так себе, то лучше оно не станет. Скорее, вы увидите все минусы экспозиции. Не рекомендую приходить сюда в поисках «дзена».

-18

Если же вы уже в покое и благостном настроении, возможно, вы сможете прочувствовать всё то, что пытались донести авторы, проникнуться моментом и ощущениями. Но нужна ли вам тогда эта выставка, если вы уже познали «Дзен»?) Оставляю вопрос открытым.