Делимся пошаговым планом, который подойдет для запуска доставки любой готовой еды
Чтобы открыть доставку готовой еды, нужно пройти много шагов: написать бизнес-план, зарегистрировать бизнес, подготовить документы, найти помещение и нанять сотрудников, запуститься и привлечь клиентов.
Рассказываем, что важно учитывать предпринимателю на каждом этапе.
Шаг 1. Составить бизнес-план
Он поможет понять, в чем будет цель бизнеса, с какой аудиторией будете работать, какие будут примерные расходы на запуск.
Что нужно проанализировать в первую очередь:
- целевая аудитория;
- конкуренты;
- спрос;
- концепция;
- способы доставки.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Без регистрации не получится работать: за это предусмотрена административная ответственность. Очередность действий при регистрации такая:
- выбрать коды ОКВЭД. Доставке подойдет 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания»;
- выбрать форму регистрации бизнеса. Начинающим предпринимателям проще зарегистрировать ИП;
- выбрать режим налогообложения и подать уведомление в налоговую. Обычно на старте выбирают УСН: так проще платить налоги и сдавать отчетность;
- установить онлайн-кассу — чтобы принимать оплату от клиентов;
- подключить эквайринг — чтобы принимать безналичную оплату от клиентов.
Шаг 3. Разработать меню
Чтобы составить меню, лучше привлечь повара: он знает, какие ингредиенты нужны, в каких пропорциях. Также он сможет посчитать себестоимость и составить технологические карты.
Шаг 4. Определиться с зоной доставки
Если у вас одна кухня, доставлять еду по всему городу невыгодно. Клиент будет долго ждать заказ, а еда за это время может остынуть или размякнуть.
Советуем придерживаться таких расстояний:
- для пеших курьеров — 1—2 км;
- для курьеров на велосипеде/самокате — 2—3 км;
- для автокурьеров — 5—7 км.
Шаг 5. Найти поставщиков
Когда понятно, какие продукты понадобятся для блюд в меню, можно искать поставщиков. Поставщиков ищут по рекомендациям коллег из аналогичной сферы или в интернете. К примеру, иногда контактами контрагентов делятся сотрудники, которые раньше работали в другой доставке.
Найти поставщиков несложно через поиск по ключевым запросам «купить лосось оптом», «рис для суши поставщик».
Обычно в крупных городах есть несколько поставщиков, которых можно найти на карте в Яндексе или 2ГИС. Еще поставщики размещаются на оптовых базах: B2BTRADE, Food Suppliers, ОптЛист.
Шаг 6. Выбрать помещение
При выборе помещения опирайтесь на зону доставки. Так вы будете успевать доставлять еду в короткие сроки. На что еще обратить внимание:
- Зона парковки с удобным заездом и выездом: важно, чтобы курьеры не попадали в пробки, когда едут на доставку.
- Площадь помещения около 80—100 кв. м, этого хватит, чтобы сделать удобную кухню для приготовления горячих и холодных блюд, зону ожидания курьеров.
К помещениям для кухни у закона много требований: здание должно быть обеспечено водоснабжением, нужно организовать пожарную безопасность. Единого свода требований для всех заведений общепита нет, но основные нормы собраны в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Шаг 7. Купить оборудование, инвентарь и упаковку
Оборудование зависит от меню — с этим поможет шеф-повар или технолог. Вот без чего не обойтись, если будете готовить и доставлять суши и роллы.
Рисоварка. Помогает сварить правильно рис для роллов. В ней можно выставить нужный режим — рис получается клейким, не пригорает и не прилипает к поверхности.
Ножи и разделочные доски. По рекомендациям Роспотребнадзора, у каждого продукта должны быть свои разделочные доски и ножи. То есть нежелательно на одной и той же доске и резать овощи, и разделывать рыбу.
Кадка или миксер для риса. Готовый рис смешивают с заправкой, обычно это уксус с солью и сахаром. Чтобы заправка распределилась равномерно, используют миксер или кадку.
Упаковка. Готовые роллы упаковывают в пластиковые или бумажные контейнеры, к ним кладут бамбуковые палочки. Дополнительно компания или предприниматель должен купить соусницы для васаби, имбиря и различных соусов.
Некоторые заведения заказывают индивидуальную упаковку, с логотипом и дизайном бренда, но это не обязательно.
Термосумка сохраняет холодную или теплую температуры, что позволяет довозить блюда свежими и горячими.
Принтер для печати этикеток. По закону у клиента должна быть информация о составе блюда, его калорийности и количестве белков, жиров и углеводов. Обычно ее печатают на этикетках, поэтому нужен принтер для таких наклеек. Купить его можно с рук на Авито или новый в магазине техники вроде DNS.
Шаг 8. Нанять персонал
Без кого не обойтись начинающему бизнесу:
- старший повар или шеф, он будет работать с меню, следить за качеством и работать с технологическими картами;
- повар — будет готовить и катать роллы, в зависимости от бюджета нанять можно нескольких поваров;
- курьеры, если не планируете доставлять еду самостоятельно;
- оператор — будет принимать заказы. На старте оператор может совмещать в себе несколько ролей: оператора, упаковщика и менеджера.
Когда количество заказов начнет увеличиваться, можно будет расширить штат: нанять больше курьеров, поваров, операторов звонков, менеджера и других сотрудников.
Шаг 9. Подать уведомление в Роспотребнадзор
Владелец бизнеса по доставке готовой еды должен предупредить Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности. Если этого не сделать, бизнес получит штраф.
Чтобы уведомить о запуске дела, заполните заявление. В нем укажите информацию о бизнесе: коды ОКВЭД, фактический адрес ведения бизнеса, ИНН и другие детали.
Подают заявление несколькими способами: в МФЦ, через Госуслуги, лично в управлении Роспотребнадзора, по обычной или электронной почте.
Шаг 10. Подготовиться к приему заказов
Бизнесу стоит искать первых клиентов, когда он определится, как будет принимать их заказы. Иначе может выйти так, что клиенты о доставке узнали, а как оформить заказ не поняли.
Где собирать заявки на доставку. Собирать заказы можно онлайн и по телефону. Для работы онлайн используют сайт, лендинг или приложение. К последнему варианту стоит прибегать, когда наработаете клиентскую базу: на старте тратиться на приложение может быть дорого.
Как подготовить площадки. Вне зависимости от того, как планируете собирать заказы, нужно подготовить контент для площадки. Стоит заказать фотосессию блюд у фотографа. Так вы получите фотографии, которые привлекут внимание клиентов, и они захотят сделать заказ.
Шаг 11. Привлечь первых клиентов
Маркетинг и продвижение неразрывно связаны со службой доставки. Нельзя перестать продвигать бизнес, даже когда наработаете клиентскую базу.
Социальные сети — это бесплатный способ заявить о себе аудитории. Например, если клиент будет вводить во Вконтакте запрос «суши Омск», социальная сеть в числе других предложит ему и вашу страницу.
Таргетированная реклама. Это рекламные посты, которые видят пользователи социальных сетей. Реклама показывается не всем пользователям, а лишь тем, кого вы выбрали.
Например, вы можете настроить рекламу только на женщин 23—30 лет, которые любят заниматься спортом, покупают суши у конкурентов и живут в районе вашей доставки.
Реклама в сообществах и у блогеров. В каждом городе есть локальные новостные сообщества. Обычно, помимо новостей, в них публикуют рекламу различные заведения города. Чтобы купить рекламу в сообществе, обратитесь к администратору. Его контакты размещают в шапке профиля или в разделе с контактами.
Контекстная реклама. Это реклама, которую видят пользователи, когда ищут нужный им товар. Например, если пользователь вбивает в строку поиска в Яндексе «заказать суши Новосибирск», на первые позиции выйдут доставки, которые купили контекстную рекламу.
Реклама на картах. Вы можете бесплатно разместить информацию о своей доставке на картах города. Подойдут карты Яндекс, Google и 2ГИС.
Допустим, чтобы добавить свой бизнес в 2ГИС, достаточно выбрать опцию «Добавить организацию». Она располагается в правом боковом меню. Дальше компания или предприниматель заполняет информацию о доставке: название, контакты и адрес, можно добавить ссылку на сайт.
Больше полезных материалов на сайте Бизнес-секретов.