Знаете, вот есть такие здания, памятники, дома – прямо символы той или иной эпохи. Её отражение. К таким я отнесла бы «Рабочего и колхозницу».
Монумент социализма. И не только из-за таких буквальных вещей, как серп и молот)) Рабочего и колхозницу делали на выставку в Париж. Они были частью советского павильона. И должны были показать миру мощь, силу, масштаб Союза, советского человека. В принципе, так и вышло.
На эту тему я брала интервью. И эксперт рассказала мне примерное следующее – «современники подмечали, что образ советского павильона говорит, прежде всего, о человеке с большой буквы, о его творческой силе в социалистическом обществе».
«Рабочий и колхозница» хорошо сработали на идеологию. Но как ни парадоксально, как раз режим их чуть не погубил. Причём ещё в процессе создания в 37 году.
Работой руководила известный скульптор Вера Мухина – собственно, автор «Рабочего и колхозницы». Трудились на износ. Рабочие оставались в цехе по 2-3 дня. Тут же ночевали. Мухина неоднократно просила что-то переделать… В принципе, ничего странного для творческого процесса. Но директор завода, где создавался памятник, думал иначе. Творческих мук Мухиной он не понял. Принял её действия за саботаж и настрочил донос. Добавив, что в складках одежды рабочего и колхозницы явно просматривается лицо врага народа!!! Бывшего большевика Троцкого.
Приехала проверка. Партийные начальники – Молотов и Ворошилов – пристально разглядывали скульптуру. Сначала их смутило, что рабочий держит молот в левой руке… Потом мешки под глазами у колхозницы. Мухина ответила, что уберёт их. А вот профиля Троцкого не обнаружили. Казалось бы, можно выдохнуть. Но ночью на завод приехал Сталин.
Такой «приезд» может закончиться, чем угодно. Но вот, что в итоге. Из воспоминаний очевидцев: «Директор включил сильные прожекторы. Гости минут двадцать осматривали скульптуру. Правительство... довольно».
Потом выставка в Париже и триумф. Французы не хотели расставаться с монументом. Они были готовы купить «Рабочего и колхозницу». Но Сталин не согласился. При разборе павильона советские рабочие разрезали скульптуры на части и свалили, как груду металлолома. На родину монумент вернулся в плачевном состоянии. И пару лет о нём не вспоминали.
К 39 году рабочему и колхознице вернули первоначальный облик. И установили у главного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ). Только постамент сделали всего 10 метров (в Париже он был сильно выше). Мухина с горечью назвала его “пеньком”. Долгие годы она боролась за установку оригинального постамента. Но не вышло. Это случилось уже после её смерти – в 21 веке.